Автор в данной интернет-книге публикует статьи различной региональной направленности как факторах развития российской экономики связанных с управлением развития в стране, пространственных условий и трансформации социально-экономического пространства России и экономического роста. Делаются попытки исследования зарубежных стран с помощью российских научно-познавательных источников. Основные подтемы блога: региональная экономика, философии управления, глобальные отношения и взаимозависимости и др. взаимодействия экономической политики регионов и результатов управленческого труда.

Мой список блогов и сайтов

вторник, 28 июля 2009 г.

Существует ли перспективное мышление в городе Железнодорожном?


ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:
Одной из основных функций управления является прогнозирование и планирование деятельности. Причем деятельности не только в смысле хозяйственного обеспечения производства, но и административного управления развитием инфраструктурной составляющей народного хозяйства. Процесс прогнозирования строится на основе ретроспективного анализа функционирования социально – экономических систем, которая является основой эффективного бюджетного проектирования.
В процессе своего ознакомления с деятельностью Администрации городского округа Железнодорожный я не смогла установить данную функцию управления в действии.
ПОЯСНЕНИЯ ПО СУЩЕСТВУ ПРОБЛЕМЫ:
В Федеральном законе РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одобренном Советом Федерации 24 сентября 2003 года сказано, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: 1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
По сути, что такое бюджет? Это фонд средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства и обеспечение его интересов. При этом выполняются функции управления, анализа и контроля.
Принципами эффективного управления в свою очередь являются следующие позиции:
- единство экономики и политики при приоритете политики, т.к. она является концентрированным выражением экономики.
- сочетание централизма и самостоятельности регионов и местных образований, общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого уровня.
- подчинение нижестоящих вышестоящим как условие единства системы государственного управления.
Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство: экономическую, в т.ч. финансовую, налоговую, денежную и кредитную государственную политику. Отсутствует прямое принуждение или поощрение. Объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае противоречия их законодательству он возмещает ущерб государству. Разделение процесса экономического управления во времени предполагает стратегическое управление, которое определяет цели и задачи, долгосрочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или по отдельным сферам, объектам, территориям, задает направления деятельности каждому звену управления. Основой стратегического управления является стратегический план, концепции развития и другие документы, отражающие постановку и методы достижения долгосрочных целей. Поэтому разработка и принятие федеральных и региональных программ развития экономики в условиях местного самоуправления является главной составляющей всех остальных полномочий органов власти.
При этом, при прогнозировании и стратегическом планировании нужно учитывать социально-экономическую систему в целом, фазы ее зарождения, темпы стабильного развития, упадка и кризисов. Прогнозирование находится в одном ряду с довольно часто используемым понятием «предвидением». Предвидение есть, самая общая характеристика круга явлений, связанных с ожиданием будущего. В общем случае предвидение представляется тремя его формами – это гипотеза, прогноз, план. В российской практике периода рыночных трансформаций термин планирование долгое время не употреблялся в программно-аналитических проработках. Однако в свете последних тенденций планированию как стратегическому ,так и индикативному уделяется достаточно внимания, которое строится на основе процесса прогнозирования социально-экономических систем, т.е. с использованием научных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития.
Администрацией городского округа Железнодорожный в процессе текущего анализа освещенности в электронных СМИ развития экономики (экономического управления), в настоящее время исключен, по сути, основной принцип процесса управления на подведомственной территории - прогноз основных факторов и тенденций социально-экономического, инновационно - технологического, экологического и территориального (освещено также недостаточно) развития в перспективном периоде для выбора приоритетов и обоснования принятых стратегических и тактических решений на государственном и корпоративных уровнях. Соответственно это способствует ущемлению экономических процессов региона на процессе принятия решения при планировании и хозяйственной деятельности субъектов экономики.
Далее, в ходе анализа сути проблемы следует отметить недостаточность освещения как процессов развития, так и отсутствие гласности по вопросам бюджетного проектирования и бюджетного исполнения местного самоуправления. Это является следствием недостаточности процесса прогнозирования и развития социально – экономического развития, как составляющей бюджетного проектирования. В уставе городского округа уделяется мало внимания социально-экономическому развитию на подведомственной территории. Отсутствует краткая характеристика экономики городского округа, которая должна быть рассмотрена в четырех составляющих временного распределения: фактической (ретроспективной), краткосрочной, средне- и долгосрочной перспективе. Отсутствует динамика выполнения городских целевых программ развития и итогов экономического развития и приоритетных национальных программ. Таким образом: процесс развития экономики не освещен полностью ни в статическом, ни в динамическом контексте.
От региональной инфраструктуры напрямую зависит функционирование всех хозяйственных индивидов, и как следствие экономический рост страны. В условиях рыночной экономики механизм государственного регулирования в еще большем разрезе накладывает ответственность на индивидов экономики, которые в любых условиях должны уметь предвидеть ход развития, цикличные колебания экономической конъюнктуры, вырабатывать эффективную стратегию и реализовывать ее с помощью стратегических и индикативных планов, национальных проектов и целевых программ. Без обеспечения этой функции принятые решения могут оказаться ошибочными, вложенные инвестиции могут не окупиться, последствия реализации проектов могут быть противоположными ожидаемым.
Надеюсь, что мое видение проблемы и освещенность всех функций управления органами власти окажет положительные тенденции как на создании экономического потенциала территориального развития, так и будет способствовать формированию концепции понимания качества потенциала населения и его соответствие идеальному типу. В целях усиления качества рабочей силы, которое зависит от физического и психического здоровья человека, его социального поведения, творческого и когнитивного потенциала, коммуникабельности и достижительных потребностей, нравственных и культурных характеристик, сегодня особенно остро возникает ряд актуальных проблем, успешное решение которых существенным образом влияет на социально-экономическое развитие региона и общества. В городе Железнодорожном – одна из таких проблем - отсутствие перспективного мышления общества.

04.05.09 г.

Список литературы

А.В.Пикулькин. (2004). Система государсственного управления: Учебник для вузов. (изд. 3-е, перераб. и доп.). М.:: ЮНИТИ-ДАНА.
Кузык Б.Н. (2006). Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития (Т. Учебник). М.:: ЗАО "Издательство "Экономика".


Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
г. Железнодорожный, Московская область, Russia
Моя специализация: Экономика и управление народным хозяйством, финансы и кредит
Восточный коридор развития
Российская академия наук