Автор в данной интернет-книге публикует статьи различной региональной направленности как факторах развития российской экономики связанных с управлением развития в стране, пространственных условий и трансформации социально-экономического пространства России и экономического роста. Делаются попытки исследования зарубежных стран с помощью российских научно-познавательных источников. Основные подтемы блога: региональная экономика, философии управления, глобальные отношения и взаимозависимости и др. взаимодействия экономической политики регионов и результатов управленческого труда.

Мой список блогов и сайтов

вторник, 11 марта 2008 г.

Региональная политика по инфраструктурным факторам обеспечения экономического развития

В условиях развитой рыночной экономики достаточно остро стоят финансовые и институциональные вопросы развития региональной инфраструктуры. Между тем именно регионы и города как системы воспроизводства качественных ресурсов позволяют придать экономическому росту долговременный и устойчивый характер, направить его в русло прогрессивной смены технологических укладов. Рассматривая полный технологический цикл видно, что общими его составными частями является деление цикла на четыре последовательных комплекса отраслей: ресурсодобывающие; перерабатывающие; обрабатывающие; производящие конечные продукты и объекты инфраструктуры. Центр тяжести экономической политики России должен быть перенесен с внешних на внутренние источники развития, главным из которых в долгосрочном плане является наращивание воспроизводственного потенциала регионов и городов методами обустройства территории и развития человеческого потенциала. Основой этого сценария «Регионально-ориентированного развития» должна стать модернизация инфраструктуры – фундаментального слоя региональных и городских систем, создающего ресурсные предпосылки экономического роста.
Инфраструктура – это капитальные сооружения, использование которых гражданами и фирмами обычно обеспечивается государством (автомагистрали, мосты, городские транспортные системы, водоочистные сооружения, муниципальные системы водоснабжения, аэропорты). Для фирмы это службы и сооружения, необходимые для производства продукции, создание которых собственными силами обошлось бы ей слишком дорого, и поэтому обеспечивается государством или другими фирмами (водоснабжение, электроэнергия, вывоз производственных отходов, перевозки грузов, научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы, финансовое и банковское обслуживание). Причины, побудившие ввести понятие инфраструктуры в качестве самостоятельного элемента в экономической системе, были обусловлены, с одной стороны, процессами углубления общественного разделения труда, а с другой стороны, невозможностью полноценного развития инфраструктуры только через рыночный механизм. Выделяют категории социальной и производственной инфраструктуры. К социальной сфере относят объекты, обеспечивающие здравоохранение, образование, культуру, спорт, и т.п. К производственной инфраструктуре относят сооружения, обеспечивающие транспортные услуги, энерго- и водоснабжение, а также информационные услуги, роль которых в последнее время стремительно растет. Понятие инфраструктура можно рассматривать с точки зрения экономической и социальной специфики:
Экономическую специфику инфраструктуры определяют:
А) крупномасштабные положительные внешние эффекты (externalities), т.е. такие результаты деятельности ее предприятий, которые реализуются не в их собственной прибыли, а в снижении издержек и повышении прибыли-предприятий и росте благосостояния населения;
Б) специализация на производстве «общественных благ» (public goods), т.е. таких продуктов и услуг, которые из-за невозможности раздельной оплаты их каждым потребителем не могут стать объектами рыночного оборота;
В) понижение (а не рост, как в других отраслях) предельных издержек с увеличением объема производства. К этому перечню экономических особенностей инфраструктурных отраслей можно добавить: высокие издержки входа на рынок, особую интенсивность межотраслевого взаимодействия и глубокую спецификацию активов.
Социальную специфику инфраструктуры определяют:
А) безусловный характер требований, предъявляемых ее отраслями к распределению ресурсов в пределах системы минимальных социальных стандартов;
Б) необходимость дополнений этой системы средними (едиными для всего населения) нормативами расходов на удовлетворение коллективных потребностей в жилищно-коммунальном и социально-культурном обслуживании.
В) Обеспечение условий жизнедеятельности для человека и условий функционирования юридических лиц.
В совокупности, эти факторы ведут к тому, что инфраструктурные системы могут управляться только как единое целое; конкуренция между их частями невозможна технически и нецелесообразна экономически. Значит, весь этот важнейший комплекс отраслей должен развиваться как часть общественного сектора экономики, на основе единого долгосрочного плана, под контролем региональных и местных администраций.
Трактовка региональной инфраструктуры как «ядра» общественного сектора экономики требует пересмотра отношения к общественным (государственным и муниципальным) инвестициям. Сейчас их сокращение изображают подчас как стимул для частных инвестиций, но в реальности это антистимул. Так, в развивающихся странах за период проведения этой политики – с 1997 г. по 2002 г. – частные инвестиции в инфраструктуру упали со 128 млрд. долл. до 58 млрд. долл. Сейчас документами по реформированию бюджетной сферы предусматривается повышение тарифов на услуги «до уровня, обеспечивающего прибыль». Но, решая эти вопросы, надо учитывать не только приток капитала в инфраструктуру, ставшую вдруг рентабельной, но и отток его из отраслей - потребителей ее услуг из-за роста их стоимости. В противном случае, коммерциализация ГУПов и МУПов приведет к усилению монополизма. А это зло, как показывает международный опыт, не может быть преодолено остающимися в распоряжении государства методами внешнего регулирования. Так что предпочтение должно быть отдано не коммерциализации инфраструктурных предприятий, а классическому варианту «привязки» их тарифов к уровню предельных затрат с покрытием возникающих убытков из бюджета. Это значит, что основным источником финансирования капитальных вложений в инфраструктуру должны стать региональные и местные бюджеты.
Сейчас региональная политика складывается из двух неравных частей:
1) межрайонного регулирования текущих бюджетных расходов («трансферты») и
2) ассигнований на развитие отдельных районов и их групп («федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов») Соотношение этих частей – примерно 9:1 в пользу первой. Иными словами, долгосрочные критерии развития регионов безнадежно оттеснены на второй план краткосрочными критериями сглаживания разрывов в текущих бюджетных доходах. Результат – усиление межрайонной дифференциации.
Сахалинская область является регионом-лидером по инвестициям. В этих условиях основным содержанием региональной политики должна стать долгосрочная стратегия обустройства территории и развития инфраструктуры. Реализация этой политики требует выполнения ряда условий:
1. Пересмотр правительственного курса на централизацию налоговых доходов и снижение долей консолидированного бюджета в ВВП и территориальных бюджетов в налоговых доходах.
2. Пересмотр отношения к предпринимательской активности регионов и муниципальных образований. Принцип отделения хозяйственных функций от административных не должен распространяться на отрасли инфраструктуры, в которых ведущими субъектами хозяйства должны по-прежнему оставаться администрации городов и регионов.
3. Пересмотр отношения к общественным инвестициям. Стало штампом утверждение об их неэффективности. При этом не учитываются различия между видами инвестиций, не анализируются их цели (которые для значительной части проектов не сводятся к получению финансового эффекта), игнорируются тяжелые последствия длительного откладывания инвестиций, особенно в коммунальное хозяйство.
4. Развитие системы долевого участия предприятий в финансировании инфраструктуры. При строительстве или расширении коммерческих объектов местные органы должны оценивать создаваемую ими дополнительную нагрузку на инфраструктуру и добиваться от предприятий (застройщиков) возмещения этих затрат. При строительстве инфраструктурных объектов местными органами их стоимость должна распределяться между будущими пользователями пропорционально ожидаемому эффекту.
5. Важное значение в целях развития и структуризации экономики регионов имеет профессионализм трудовых ресурсов, как итог развития человеческого потенциала.
Считать тоже надо правильно.
В основном, предприниматели просчитывая текущие выгоды, опускают возможные будущие изменения на рынке. От таких расчетов страдает и бюджет и сами бизнесмены. Мне стало интересно, как же считают обычные районные администрации? И вот какая картина предстала передо мной.
Оценке и сравнению подлежало два документа, произведенные аналитическими службами администрации Ногликского городского поселения: Исполнение бюджета муниципального образования «Городской округ Ногликский» за 2007 год и Итоги социально-экономического развития муниципального образования «Городской округ Ногликский» за 2007 год. С точки зрения объективных проблем развития экономики и динамики общества - актуальные пояснительные документы. Планируемая методология отчета изначально задумывалась правильно, но в итоге искажение пошло по первичности и направленности количества предприятий, а не по обеспеченности данными услугами населения. В общем-то можно много спорить на эти темы, но думаю, что идеология анализа администрации должна идти с упором на человека, тогда экономические показатели хозяйствования будут иметь более эффективное влияние на развитие экономики района.
Итак, налоговая система во взаимосвязи с экономикой: Сразу удивляет цифра поступивших налогов с налогоплательщиков во все уровни бюджетов - 3,6 млрд. руб. и из этой суммы налоговых поступлений в местный бюджет 8% - 297 млн. руб. И на фоне этой цифры безвозмездные поступления в бюджет, превышающие объем собственных доходов бюджета в 1,7 раза - 508,4 млн.руб. выглядят довольно впечатляюще, так как превышают значение прошлого года практически в 2 с лишним раза. Анализ по безвозмездным поступлениям показывает, что в виде межбюджетных трансфертов поступило из областного бюджета - 316 млн. руб. и прочие безвозмездные поступления - 192 млн. руб. При этом в презентации отчета "Исполнение бюджета муниципального образования "Городской округ Ногликский» по доходам за 2007 год" доходы от предпринимательской деятельности в структуре доходов бюджета представлены не в графе собственных доходов (налоговых и неналоговых) - а выделены в отдельный тип дохода. Непонятно - почему? Доходы от предпринимательской деятельности входят в состав собственных доходов - как неналоговый доход местного бюджета. Анализ структуры налоговых поступлений в Отчете не прослеживается. Анализ поступлений в бюджет показал, что основным бюджетообразующим налогом в 2007 году продолжает оставаться налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составляет 26,2% общей суммы, пропустив на первое место межбюджетные трансферты. Размер межбюджетных трансфертов имеет значение - 38% в структуре собственных доходов, что практически соответствует среднему уровню по России за 2007 год -40,9% собственных доходов местных бюджетов по России.
В соответствии со статьями 9 и 63 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных районов отнесено установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налоговых, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов. На мой взгляд, данная статья Бюджетного кодекса в Ногликском районе недостаточно проработана, отсюда и дотационность района слишком велика. Таким образом, изученные аналитические материалы показывают, что экономика Ногликского района является дотационной – 38% инвестиций в виде доходных поступлений идут из прочих видов госбюджета. Но и собственная часть доходов составляет 35%. Велика финансовая помощь в местный бюджет в целях развития инфраструктуры района. Однако необходимо учитывать, что использование субфедеральных займов при прочих равных условиях ведет к искажению критериев эффективности размещения ресурсов в частном секторе, переориентируя временно свободные средства на бюджетную систему и отвлекая их от вложений в частный сектор. Несмотря на то, что средства тратятся на текущие и капитальные цели в рамках сектора государственных предприятий, возникает эффект отвлечения ресурсов из частного сектора. Позитивный результат здесь достигается тогда, когда в регионе имеет место относительный избыток финансового предложения при отсутствии возможностей эффективных вложений и перелива средств на иные локальные рынки, что в современных условиях финансовые рынки являются наиболее интернационализированными.
Объем производства продукции промышленности составил 1,1 млрд.руб. - 83% от областного показателя. Хороший результат. Исследуемыми документами рассмотрены показатели производства продукции по отраслям, однако было бы неплохо иметь возможность анализировать данные о ВРП Ногликского района, произведенном экономикой Ногликского района. Это позволило бы судить более емко о потреблении и уровне жизни населения.
Налоговая система должна рассматриваться не только как фискальный инструмент, но и как механизм, с помощью которого идет воздействие на норму потребления, на сбережения и формирование структуры экономики. Прогрессивное налогообложение доходов во взаимосвязи с расходами государства позволяет сглаживать циклические колебания в экономике. При этом надо учитывать, что на потребление богатые регионы тратят меньше, нежели бедные районы, так как богатые районы имеют возможность еще делать сбережения (инвестиции). Посмотрим, что показывает деятельность Ногликской экономики в аспекте влияния налогов на макроэкономические параметры. Анализ будет произведен в ориентировочных оценках из-за нехватки данных в отчетных материалах администрации района, в надежде на то, что администрацией в следующих отчетных материалах будет более подробным образом оценен данный анализ.

Снижение налогов, как и увеличение государственных расходов приводит к росту совокупного спроса. (Совокупный спрос – сумма ожидаемых расходов всех экономических объектов на приобретение товаров и услуг, производимых в районе.)
- Если принять за валовой региональный продукт его уровень по промышленному производству в размере 83% от ВРП (Y) области, то имеем его объем в Ногликском районе в количестве 214 млрд. (хотя фактические показатели будут отличаться из-за различий в структуре ВРП области других отраслей Ногликского района).
- Налоговые доходы госбюджета (T) составили в размере 297 млн.руб.
- Предположим, что неналоговоые доходы равны нулю(нет данных).
- При этом расходы местного бюджета (G) составили 737,6 млн.руб. Таким образом в 2007 году, бюджетный дефицит составил 440,6 млн.руб.
- Располагаемый доход = Y-Т и составит в этом случае 214 млрд-440,6 млн. = 213559,4 млн. руб.- Налоговая нагрузка t=T/Y равна 0,14%. Оценив предельную склонность к потреблению в 0,5 имеем уровень потребления (С) 106779,7 млн. Равновесие доходов и расходов запишем таким образом: Y=C+G+I .
Таким образом, имея данные об инвестициях можно судить о равновесии доходов и расходов. 214000= 106779,7+737,6+I В нашем случае равновесие будет достигнуто при инвестициях в экономику Ногликского района в объеме 106482 млн.руб.
Этот пример позволяет установить изменение ВВП и государственных доходов под влиянием изменений параметров налогово-бюджетной системы. В нашем примере субсидии и прочие инструменты погашения дефицитов бюджета без учета инвестиций в деятельность предприятий составляют уже 534,8 млн.руб. Фактические инвестиции в экономику – кредиты и привлечение прочих инвестиций в сферу потребления нам неизвестны по данным отчета, но судя по расчетным данным они могли бы составлять с учетом равновесия экономики -107017,5 млн.руб. Поэтому адекватно оценить обстановку с анализом предпринимательского и инвестиционного климата не представляется возможным. В таких условиях, конечно, стоит продолжать разговор о политике укрепления взаимного доверия бизнеса и власти, расширять и вовлекать в анализ деятельности институтов финансового посредничества, в том числе и на локальном уровне. Это был пример статического анализа. Такой же анализ не помешает сделать и в динамике, в этом случае стоит учитывать абсолютные приросты показателей.
Из расчетов можно сделать вывод о недостаточной активности привлечения бизнесом инвестиций с финансовой системы (банков и прочих финансовых институтов). Об этом свидетельствует большой объем субсидий в экономику района, который позволяет увеличивать с помощью мультипликативного эффекта объем производимой продукции. Вопрос -Почему? Может все-таки виной коммуникабельность мэра и его чрезмерная забота о районе? Не пора ли бизнесу (экономике Ногликского района) переходить на самофинансирование? С точки зрения мезоэкономических аспектов – пора. Поэтому считаю, что стоит все-таки вышеуказанный расчет взять в качестве примера экономистам администрации и включать его в ежегодный отчет, определяя и воздействуя тем самым на уровень деловой активности бизнеса, что повлечет за собой развитие финансового менеджмента на предприятиях Ногликского городского округа.
Отраслевой аспект развития Ногликского района:
1. Налоговая дисциплина по отраслям все-таки сложилась неблагоприятным образом в районе. Так, по данным пояснительной записки отмечается значительное снижение объемов поступления налогов от строительной отрасли и приводится причина снижением в строительной отрасли объемов строительных работ. Однако из анализа Итогов социально экономического развития известно, что по договорам строительного подряда в 2007 году выполнено строительно-монтажных работ на сумму 7,1 млрд. рублей. Это на 60 процентов больше, чем в 2006 году. Поэтому стоит на строительные организации обратить особое и пристальное внимание. Скорее всего, тут идет или сокрытие налогооблагаемой базы по НДФЛ или завышение строительных объемов при отчетности предприятий.
2. Причины по несовпадению прогнозных оценок области в фонде оплаты труда вряд ли можно объяснить увеличением поставщиков в проектах нефтегаза. Скорее всего, сами прогнозные оценки осуществлялись неверно или отклонения были обусловлены объективными причинами, о которых уже шел разговор.
3. Сопоставление и отчетность финансовых учреждений в сравнении с привлекаемыми инвестициями предприятий также способно дать определенную базу для анализа регионального развития экономики.
4. Положительный момент - проводится приватизация социальной сферы.
Скажу честно, об ИТОГах - на меня этот документ произвел вначале впечатление дореформенного аналога отчета рапортующей власти. Данный анализ пытается представить для читателя положительные стороны, отвергая тем самым существование насущных рыночных проблем, необходимых для решения населением, бизнесом и администрацией в будущем. А это противоречит условиям открытости власти.
Социальная сфера: Далее, продолжим свой анализ разделов «занятость населения» и «уровень жизни и доходы населения». Образно говоря, название и сочетание показателей неправильно используется в данном контексте, их рассматривают как взаимопоясняющие, исходя из принципов социально-экономической статистики. Так как уровень жизни - это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития, т.е. занятость населения является одним из показателей уровня жизни, как и доходы населения.
Концепции уровня и качества жизни, характеризуют комплекс условий социального развития и в силу этого фокусируют внимание на потребительских качествах человека. Уровень жизни населения оценивается средними для всего населения показателями, которые могут быть сгруппированы в следующие блоки: объем и структура доходов; объем и структура расходов и потребления товаров и услуг; обеспеченность предметами длительного пользования; обеспеченность жильем и характеристики жилищного фонда; обеспеченность сетью учреждений социально - культурной сферы; уровень занятости и безработицы. Развернутая характеристика уровня жизни населения предполагает также использование показателей социальной дифференциации. И прежде всего дифференциации по доходам и потреблению (фондовый коэффициент и коэффициент Джини), а также дифференциация по уровню доходов и относительному уровню бедности исходя из прожиточного минимума выраженная в доле населения, проживающего за чертой бедности.
ООН в качестве показателя, характеризующего уровень жизни использует индекс развития человеческого потенциала, представляющий собой среднюю из относительных индексов ВВП на душу населения, охвата населения образованием и продолжительности предстоящей жизни. И логика ООН проста: Так как уровень жизни определяет совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. А экономическое развитие в свою очередь определяет прежде всего, улучшение основных структурных характеристик и характеристик качества экономики, что в свою очередь предполагает такой уровень инвестиций и обновления капитала, при котором возрастает конкурентоспособность не только продукции, но и капитала. Таким образом, рассматривая человека как объект и фактор производства экономического развития в целом, то соответственно развитие человеческого потенциала (здоровье, образование, квалификация, безопасность, условия жизни) взаимозависит от уровня развития экономики. Причем уровень развития человеческого потенциала комплексно учитывает важнейшие параметры благополучия человека и поэтому определяется Индексом развития человеческого потенциала, который можно вычислить и на уровне района.
Основами политики определяется, что в условиях рыночной экономики социальная политика имеет своей целью создание предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение социального мира в обществе, консенсуса между его различными социальными группами, классами и нациями. И ко всему прочему определяется возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Пказатель уровень жизни в Ногликском районе в соответствии с Итогами, включает в себя лишь показатели "доходы" и «расходы» населения. Таким образом, если рассматривать Итоги с точки зрения развития человеческого потенциала, то правильно было бы анализ уровня жизни не разбрасывать по всему отчету в хаотичном порядке, а структурировать в отдельном разделе с составляющими подразделами показателей, входящих в состав уровня жизни.
Проследим характеристику отдельных разделов Итогов, как результат функционирования экономики Ногликского района.
Если демографический фактор имеет прямое отношение на экономическое положение региона непосредственно через темп роста населения и изменениями в структуре общества, что выражается в производительности труда, то показатели занятости населения напрямую характеризуют количество и качество трудовых ресурсов района, их востребованность и эффективность на рынке труда, уровень оплаты и условия труда. Уровень занятости населения трудоспособного возраста в целом по России составил в 2006 году 71,5%, что ниже такого показателя в Ногликском районе практически на 10% (82%) за аналогичный период. В области данный показатель составил 67,7%. Следует отметить на областном уровне, что структура занятых в экономике по уровню образованности неблагополучная в Дальневосточном регионе. Показатели имеют уровень ниже среднего, сложившегося в регионе. Так, с высшим образованием 19,3% работников, данный показатель ниже чем в Магадане, Хабаровске, Приморье, Камчатке и Чукотке. Граждане, имеющие среднее профессиональное образование составляют уровень также ниже среднего дальневосточного уровня, по данным за 2006 год. Подобный анализ в Ногликском отчете не рассмотрен, хотя он имеет ключевое значение для оценки качества рабочей силы и привлечения инвестиций.
Уровень безработицы в районе имеет очень низкое значение 0,75%. Для сравнения, в среднем по области за 2006 год было значение этого показателя -4,6%, по России – 7,2%. Наблюдается негативная тенденция снижения потребности в рабочей силе, что позволяет сделать вывод о пассивности экономики в плане привлечения трудовых ресурсов, расширения бизнеса и развития экономики в районе, хотя по уровню 2003-2006 гг. наблюдался дефицит рабочей силы.
Наиболее приемлемой формой в выборе организации при трудоустройстве гражданами имеют организации – 83,2 численности всех занятых, по найму – 9,3, и в сфере предпринимательства без образования юр. лица – 7,5%. Выбор граждан вполне демократичен, в целом соответствует среднему дальневосточному и общероссийскому уровню. Подобный анализ можно было провести для Ногликцев в выборе приоритетов основного места работы. Работа с малым бизнесом проводится, это видно на показателях роста численности работающих на малых предприятиях, причем наиболее многочисленный сектор торговли, транспорта, т.е. малый бизнес привлекается для решения инфраструктурных проблем экономики.
Отношение к частной собственности по уровню Сахалинской области – позитивное, соответствует среднероссийскому уровню. На уровне области в государственном секторе работает меньше населения, уровень ниже среднероссийского, что может иметь негативную тенденцию, которая в последствии окажет свое воздействие на ухудшение качества рыночных отношений и перетоком бизнеса в криминальный сектор. На государственный сектор в рыночной экономике ложится ответственность по урегулированию рыночных отношений, решению инфраструктурных проблем экономики и который не должен ущемляться рынком, иначе сам рынок будет терпеть от такого уровня поддержки убытки. Поэтому анализ укомплектованности и структуры среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности имеет приоритетное значение для привлечения капитала и стабилизации инвестиционной активности в регионе.
Существенным фактором замедления экономического роста является снижение спроса со стороны домашних хозяйств. Реальные доходы населения, их снижение или повышение формируют спрос продукции как в сфере торговли, так и в сфере производства. Поэтому снижение оплаты труда в одной отрасли влечет за собой ухудшение производства в других отраслях и отражается на качестве самой рабочей силы. Анализ среднедушевого дохода показывает, что уровень его превышает среднероссийский уровень в 2 раза. Отмечается, что средний уровень оплаты труда составил 54 тыс.рублей – который имеет уровень выше среднего по области. Отмечается большая дифференциация уровня оплаты труда в межотраслевом сравнении. Однако, анализ конечного потребления населения домашних хозяйств отсутствует, в соответствии с этим нет возможности адекватно оценить уровень жизни граждан, проживающих в Ногликском районе. Отсутствует анализ обеспеченности населения легковыми автомобилями, обеспеченность жильем, текущего потребления и сбережений населения, что также отрицательно сказывается на адекватном анализе уровня и качества жизни населения Ногликского района. Отсутствует анализ обеспеченности населения социальными услугами, в том числе услугами здравоохранения (число коек, численность врачей на 10000 населения и др. показатели). Таким образом, проведенный анализ по данным категориям администрацией Ногликского района не соответствует современным требованиям экономики. Вопрос - почему? Недостаточность оплаты труда бюджетных работников в целях повышения роста образованности, как части человеческого капитала работников этой сферы или попытка сбить общественность с правильных выводов о социально-экономическом положении района? …
В последующем хотелось бы оценить обстановку с анализом предпринимательского и инвестиционного климата, социальную политику, безопасность, политику укрепления взаимного доверия бизнеса и власти, анализ институтов финансового посредничества, снижение рисков в экономике. Но пока данный анализ произвести не предоставляется возможным по вышеуказанным причинам. Конечно в аналитических материалах, для того, чтобы не уплыть куда-нибудь в сторону Японской экономики или Американской, а еще вероятнее всего Китайской - лучше взять ориентир и сравнивать свой анализ с основными положениями. Я к примеру в своих прогнозных оценках отраслей экономики сравниваю с долгосрочным прогнозом развития экономики России. Администрации Ноглик в этом плане хочется посоветовать учебник «Экономическая политика государства».
Если ранее сфера услуг носила обрывочный характер, то теперь статистика услуг носит сгруппированный по отраслям анализ всевозможных показателей. Что такое Услуга? Под услугой понимается результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги. Причем изменения могут быть связаны:
- с состоянием потребительских товаров;
- физическим состоянием лиц;
- духовным развитием лиц;
- общим экономическим положением самой институциональной единицы.
Социальная политика в настоящее время определяется как политика в сфере доходов и личного потребления, политика в области труда и занятости, политика в отношении отраслей социальной инфраструктуры.
Так как доходная составляющая отчета и личное потребление частично было рассмотрено в разделе уровень жизни, то рассмотрим основные характеристики, в области экономической политики, которые более целесообразно освещать в условиях рыночной экономики:
Жилищно-коммунальное хозяйство:
Так как жилищные и коммунальные условия связаны с обеспечением основных внешних условий жизни населения, важнейшим показателем является объем реализации услуг населению. Мне удалось узнать из Итогов, что в совокупности этот объем по всем отраслям обеспечения человеческих потребностей в услугах ЖКХ - 167 млн. рублей.
Однако, принципиально важно определить насыщенность потребительского рынка предложением различного вида услуг. Жилой фонд по данным отчета не оборудован инженерными коммуникациями, напомню, каковы они должны быть для наших граждан – водопровод, канализация, центральное отопление, газ (напольные электроплиты), горячее водоснабжение, ванна (душ), мусоропровод, лифт и пр. системы безопасности в виде домофонов. Указанные показатели должны быть дополнены оценкой потенциальных возможностей конкуренции между предприятиями услуг каждого вида и одновременно – показателями возможностей выбора со стороны потребителей услуг. Большое значение для оценки и анализа развития сферы услуг и социально-экономического положения различных групп населения имеют показатели затрат на услуги в прожиточном минимуме или в рациональном потребительском бюджете. Причем при оценке влияния исследуемой отрасли на сферу финансовой безопасности при изучении уровня жизни населения целесообразнее всего учитывать основные индикаторы: долю населения с доходами ниже величины прожиточного минимума и отношение среднедушевого денежного дохода к прожиточному минимуму. Также основной анализ должен включать показатели, начиная от эффективности отрасли услуг, цен и тарифов на услуги и кончая международными сопоставлениями – целое море для творчества экономиста-финансиста.
Этот раздел отчета должен характеризовать наличие и состояние жилищ, их благоустройство, снабжение населения водой, теплом, электроэнергией, газом, а также основные элементы инженерной инфраструктуры населенных пунктов. К своему глубокому огорчению и стыду экономистов администрации, не разобравшихся в экономической политике России всего этого нет. Ну в общем-то требования мэра в увеличении ему зарплаты в таких условиях очевидны, если экономика не обеспечивает население всем необходимым, значит человек ставит себе колонки, готовит пищу на костре, бурит колонки, облагораживает последние родники и т.д. но для этого нужны деньги, т.е. другие условия жизни человека соответственно ущемляются (здоровье, образование, культура). Понимаю, что такое поведение человека соответствует фактическому состоянию ЖКХ Ногликского района.
Жилой фонд.
Обеспеченность жильем населения в Ногликском районе - нулевая, правда известно, что введено в районе 3 тыс. кв. метров нового жилья – из них треть – индивидуальные застройщики. Т.е прибавилось в 2007 год 0,2 кв.м. на жителя района.
Капитальный ремонт по данным Итогов жилого фонда не проводится в районе. Отсутствует анализ собственности жилья, показатели приватизации, деприватизации. Известно, что проводится лишь его демонтаж, причем зачастую, как известно из СМИ некачественный. Ну возможно это и верно, гораздо экономичнее строить новое жилье. Но этот процесс тогда будет растянут на годы. Поэтому следует все-таки обозначить жилой фонд под капитальный ремонт на ближайшие годы или построить новое, как в Невельске. Дело в том, что данные о состоянии и движении жилищного фонда в дальнейшем используются при оценке степени пригодности помещений для проживания, определении тенденций качественного уровня строительства жилья. Ну я конечно не могу поверить, что таких данных вообще нет, наверняка есть, но то что они не доводятся до общественности уже огромный минус организационной работы в рыночных условиях.
Отмечается отсутствие рабочей силы на строительных предприятиях – ПМК и т.д. Указывается в отчете, что ведутся ремонтные работы по системе водоснабжения населения и ведутся работы по благоустройству территории поселка Ноглики – очевидно, что это заслуги господина Смыка. В общем, общественность не зря возмущается, в этой области, как и в анализе этой отрасли жизни Ногликчан работы хоть отбавляй. Но думаю, перспективы в этой области есть, надо только взяться всем вместе, и начать использовать все рычаги, в том числе и финансовые – кредиты, облигации на фондовом рынке, бюджетные средства и поселок преобразится в городское поселение.
По реформе ЖКХ: Отсутствуют относительные показатели стоимости и нормативов предоставления жилищно-коммунальных услуг, т.е. сравнение - сопоставимой себестоимости услуг - установленным экономически обоснованным тарифом – тарифом для населения – тариф для предприятий – норматив потребления услуг на одного человека – фактическое возмещение затрат населением, эти индикаторы все опущены, таким образом и реформа ЖКХ проигнорирована аналитиками. Когда идет спрос по таким показателям, тогда и вопросы организационные решаются совершенно иного порядка - более инновационного направления, нежели ремонт и доведение до среднероссийского уровня показателей строительной отрасли.
Хотя надо констатировать, что обозначены направления по ЖКХ, цитирую:
- произвести техническое перевооружение действующих котельных, очистных
сооружений, насосных станций,
- перевод этих объектов на автоматизированные, энергосберегающие (модульные) сооружения,
- произвести замену ветхих участков теплотрасс, водоводов, коллекторов, линий электропередач,
- осуществлять дальнейшую деятельность по привлечению к управлению многоквартирных домов собственников помещений.
Задачи хорошие, меня интересует – по первым двум позициям проекты уже готовы? Может быть следует в Ногликском районе поставить одну ТЭЦ по переработке мусора, по японским технологиям – и обслуживать весь центральный район Сахалина? Еще один вариант по гидросооружениям приливных станций – надо изучить и этот вопрос, в том числе с учетом долгосрочной перспективы.
Потребительские расходы в бюджете домохозяйств выросли с 1998 года до 2002 года более чем в 5,2 раза. И вырастут еще больше, если не учесть сейчас инновационный потенциал в области энергетики и предупредить убыточность на ближайшие годы в этой отрасли экономики. Одним важным направлением реформирования ЖКХ является наблюдение за процессами демонополизации управления жилищным фондом и развитием конкурентной среды в данной отрасли. В общем, можно и далее продолжить характеризовать состояние городского хозяйства, но вот у меня опять пропадает настроение, чем я все далее углубляюсь в элементарную методологию анализа ЖКХ. Думаю, что стоит остальные пункты оставить изучить все-таки администрации и проследить в следующий год динамику методологии отчета, как характеристику не только экономического развития региона, но и желание аналитиков увидеть все-таки рыночную экономику в своем регионе. Подобная аналитическая работа в таком контексте меня бы порадовала и очень заинтересовала бы в целях дальнейшего сотрудничества.
Честно говоря, что-то уже и жаль бедного мэра – чувствую, ему придется уже и жильем новым обзавестись, потому как условия ЖКХ в действительности не соответствуют по данным анализа элементарным человеческим условиям, сколько интересно ему придется прибавить зарплаты из бюджета? А может быть перейти на уровень оплаты доисторического мэра, судя по ситуации в ЖКХ?
Здравоохранение.

У человека должно быть все – потому что он человек! Это медицинская философия специалиста по инвестициям. На самом деле действительно все просто. И человек должен успевать все – в том числе и ухаживать за своим собственным здоровьем. Медицинские пытки таких специалистов обычно сопровождаются углублением изучения природы человеческого тела и в итоге становится понятно, что у человека есть мозг, за которым также надо ухаживать. Чтобы меньше нервничать и плакать от безысходного положения специалиста по инвестициям. Еще есть сосуды, кости, эндокринная система и прочие прелести жизни, ну и кишечник. Наверняка не смогу добраться никогда до какой-нибудь мелочи, а потому становится понятно, что жизнь придется немного укорачивать из-за этого, можно конечно просчитать на сколько, но этим анализом, наверное лучше владеют медицинские актуарии. В общем, вывод один – здоровый орган, - дополнительные годы жизни. Иногда приходится немного пошевелить своими конечностями, побегать по различным семинарам. К примеру, забрела я на один семинар по бессмертию, где стало понятно, что возможности человека – безграничны. Многое о сознании стало понятно. В общем, наша медицинская наука по прочим там замораживаниям и наномедицинам шагнула далеко вперед многих стран – это точно. Вопрос в том – где Сахалинская медицина в этой гонке?
Что же мы видим в Ногликах по медицине, ну также, по-быстренькому, как и в отчете об этом:
Опять же наблюдается отсутствие экономических выкладок, идет простое перечисление основных показателей социалистического медицинского здравоохранения. Не ощущается рыночной среды. Идет навязывание бесплатного медобслуживания. Конечно, понятно желание медиков съэкономить бюджет Ногликцев, но ведь не за счет здоровья человека должна идти экономия и навязывания некачественного медобслуживания. Необходимо и тут создавать рыночную среду, тем более, что потенциал у медиков есть – мне эта ситуация знакома не понаслышке. Жители должны выбирать качество своего медобслуживания, а аналитики администрации навязывают стереотипы своего экономического социалистического Гриппа.
Основные показатели, которые хотелось бы с интересом почитать и проанализировать в следующем годовом отчете таковы:
Состояние системы здравоохранения, уровень и доступность медицинской помощи.
Заболеваемость населения. О заболеваемости ничего нет, о контингенте тоже ничего не сказано, профзаболевания и травматизм, инвалидность, анализ смертности.
Состояние среды обитания. Природоохранные расходы или затраты на охрану окружающей среды.
Оценка обеспеченности населения медицинской помощью – более менее разобраться можно – 130 коек всего. Интересно бы узнать мощность данных коек и амбулаторий. Анализ показателей в денежном выражении, объем платных услуг, и услуг, оказанных по обязательному и добровольному медицинскому страхованию.
Деятельность стационарных учреждений и амбулаторно-поликлинических учреждений.

В общем-то, конечно, когда отсутствует элементарный экономический анализ и хотя бы с минимальным сравнением – сложно ориентироваться в такой ситуации, создается впечатление, что ты работаешь вслепую. В таких условиях приступаешь строить основу исследований – элементарный ретроспективный анализ. Еще сложнее, когда отсутствуют основные показатели, динамика и развитие которых или утаивается или не придается такому анализу значение. В таких условиях сложно сделать и экономический вывод. Поэтому еще раз призываю экономистов района – господа (госпожи) не ленитесь анализировать и выставлять на обзор жителей района как ситуацию на ваших предприятиях так и рыночной среды – этим самым вы не только улучшаете аналитические способности населения, которые впоследствии могут принести Вам оригинальную идею развития или совершенствования производства, но и развиваете другие предприятия, которые изучая Ваш опыт и опыт других повышают свой потенциал и соответственно поставляют Вам же более качественную готовую продукцию, из-за которой у Вас уменьшаются Ваши же издержки!
Экономика предполагает взаимообусловленность и также выглядит она и по отношению к человеческому капиталу. Не лучше обстоит дело и с социальной справедливостью планирования “от достигнутого”. Она перечеркивается подчинением плана таким социально ущербным критериям, как установленная мощность, удельный вес предприятия или региона в общем объеме производства, достигнутая степень ресурсообеспеченности и т.п. В результате проигрывают те, кто отстал, те, кто нуждается в более быстром росте, и общество в целом, теряющее способность изменить сложившиеся пропорции, создать новые отрасли, освоить новые районы и т.п. Эти столь разные, на первый взгляд, механизмы ведут на деле к одному и тому же социально-экономическому результату – “застыванию” сложившегося распределения ресурсов (= собственности и доходов) – со всеми заложенными в нем неэффективностями и несправедливостями. Выходом из этого тупика должна стать свободная вариация экономических долей, ограниченная системой социальных гарантий и экологических нормативов. Прирост ресурсов сверх этого минимума должен распределяться уже не пропорционально накопленным фондам, а пропорционально потребностям. Важнейшим инструментом решения этой задачи должно стать программное управление.
1. Программы регионов представляют, по существу, длинные перечни инвестиционных предложений, источниками финансирования которых должны служить воображаемые федеральные и не менее мифические частные и иностранные инвестиции (за которыми чаще всего стоят лишь протоколы о намерениях). Крайне слаба маркетинговая проработка этих проектов: обычно они отражают лишь мечту существующих предприятий восстановить и увеличить производственные мощности без ясной перспективы сбыта продукции. Действительно, если рыночную нишу никак не могут определить столичные гиганты, то для скромных провинциальных предприятий эта задача на порядок труднее.
2. Чрезмерное количество одновременно разрабатываемых программ привело к явному перевесу в них "бумажного" элемента над реально-политическим. Апеллируя к федеральному центру, их авторы вынуждены уклоняться от анализа выполнения уже действующих программ, потому что на практике это свелось бы к констатации их невыполнения с неприятными "оргвыводами".
3. Под влиянием растущего недофинансирования содержание региональных программ с каждым годом становится все более узким, “точечным”. Но это противоречит самой природе таких синтетических систем, как регион и город. Ведь сам смысл их существования заключается в том, чтобы обеспечивать равноправное взаимодействие и динамическое равновесие между всеми сферами региональной жизни.

Образование в Ногликском районе представлено несколькими средними образовательными учреждениями среднего уровня, одним ПТУ и филиалами техникума и вуза СГУ. Проблем с образовательными учреждениями достаточно, но хочется отметить энтузиазм педагогов, которые своими усилиями ставят не только образовательные заведения, но и можно сказать смело – определяют всю культурную составляющую Ногликского района.

В области образования идет в настоящее время политика снижения нагрузки учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний, меняются методы обучения, поднимается роль самостоятельной работы учащихся и студентов, укрепление связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями. Если посмотреть на данную проблему с экономической точки зрения, то и система профучилищ не может быть разрушена государством, она просто изживает себя в связи с ростом благосостояния людей. Чем больше уровень благосостояния, тем больше потребности у человека и тем больше уровень его благосостояния в будущем, т.к. чем больше инвестиций он вкладывает в себя в настоящий момент, тем больше от него отдача (производительность труда и как результат оплата его квалифицированного труда). Однако предпочтения естественно не у всех одинаковы. Они зависят как от социально-экономической среды их воспитания в детстве, так и от приобретенного в процессе уровня благосостояния. С точки зрения любого индивида – человек действует как рациональный потребитель в соответствии со своей функцией полезности. И определяет, чем стоит пожертвовать или рискнуть сейчас во имя предполагаемых преимуществ в будущем. Различия между людьми в традициях потребления, культуре, социальном положении, половой принадлежности, а также психологические различия, как врожденные, так и приобретенные сказываются на уровне их удовлетворения от каждой данной ситуации. Поэтому в действительности предпочтения у людей разные, разные и функции их благосостояния. Однако необходимо понимать, что благосостояние – понятие неоднозначное, подверженное изменениям в результате межличностных сравнений различных уровней благосостояния, и возможно понимаемого человеком на определенный момент как степень удовлетворенности индивида собственной жизнью. Поэтому в настоящее время, в зависимости от того какое содержание вкладывается в это понятие индивидом, зависит круг проблем стоящий перед его практическим осуществлением.
Система профучилищ, как и система бакалавриата вкладывает в человека лишь основы образования, расширять ли далее свой интеллект, зависит опять же от предпочтений индивида. Бесплатное образование является аналогичным вложением инвестиций человеком в свой капитал. В результате экономического подхода к человеческому поведению, становится понятным и естественным, что различия в объемах инвестиций, осуществляемых разными людьми, связаны с различиями их функций благосостояния как и норм отдачи. Это помогает понять, почему человек, живущий в городе и имеющий более высокий коэффициент IQ достигает более высокий по сравнению с другими группами уровень образования и почему разделение труда ограничивается размерами рынка.
Такое потребительское поведение человека, фирм изучается обычной экономической теорией. Периодическая перенасыщенность рынка труда отдельными специалистами естественна для городов, имеющих образовательные учреждения и функционирующих на рынке образовательных услуг. Для ликвидации подобных диспропорций рынка труда государством поощряется политика мобильности трудовых ресурсов. Индивид, получивший образование должен понимать суть этих процессов, точно также и государство, образовательные учреждения должны способствовать подобному самоопределению трудовых ресурсов.
В области образования задачи правительств должны обозначаться следующим образом. Так, правительство обозначило в долгосрочной перспективе переход к инновационной экономике, экономике знаний. Поэтому с образования тут первый спрос. Это – вопрос о национальной конкурентоспособности. Я тоже много думала над этими вопросами, однозначного ответа тут быть не может.
Воздействие образования на экономику состоит из следующих функций:
- обеспечение воспроизводства научно-инновационного потенциала экономики:
- поддержание качества рабочей силы, адекватного требованиям бизнеса;
- обеспечение социальной адаптации и социальной мобильности личности (образование как «социальный лифт»)
Таким образом, в этих целях выделяют основные направления трансформации существующей модели образования:
- развитие современных методик преподавания, направленных на выявление творческих способностей учащихся, их интеграция в учебный процесс в средний и высшей школе;
- повышение роли деятельностно-ориентированной компоненты в учебных программах, в частности
– обучение методам организации, самообразования и работы с информацией;
- применение модульного подхода – сочетание «универсальных» магистралей и предметно-ориентированных образовательных модулей, что позволит формировать гибкие образовательные траектории в соответствии с конкретной специализацией;
- развитие систем непрерывного образования, дополнительного образования на всех уровнях, дистанционного самообразования;
- интеграция образования с практической и научной деятельностью (учебное производство, программы исследований в высших учебных заведениях, стимулирование совмещения профессионального образования с работой по специальности);
- содействие профориентации на уровне общего образования;
- развитие системы начального и среднего профессионального образования, гибко настраивающейся на запросы предпринимательского сектора;
- внедрение элементов компетентностного подхода к оценке качества образования выпускников (оценка не только знаний и умений, но и способности их реализовывать на практике);
- усиление учебно-воспитательной компоненты, способствующей формированию российской идентичности у граждан России и прибывающих в страну мигрантов.

Используемая литература:
1. Пчелинцев, О. С., Арянин, А. Н., Минченко, М. М., Ноздрина, Н. Н., & Щербакова, Е. М. (2006). Региональные аспекты развития социально-экономической инфраструктуры в России. Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, 4, 508-534.
2. Российское экономическое чудо: сделем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. - М.: Деловая литература, 2007 - 352 с. /ЦМАКП
3. Итоги социально - экономического развития МО "Городской округ Ногликский" за 2007 год http://www.nogliki-adm.ru/
4.Исполнение бюджета муниципального образования «Городской округ Ногликский» за 2007 год http://www.nogliki-adm.ru/
5. Мониторинг Министерства Финансов за 2007 год http://www1.minfin.ru/ru/official/index.php?id4=6854
6. Лыкова, Л. Н., Крылова, Н. Б., & Чебанова, А. Б. (2003). Долговая политика регионов. Российская практика и мировые тенденции. М.: Наука.

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
г. Железнодорожный, Московская область, Russia
Моя специализация: Экономика и управление народным хозяйством, финансы и кредит
Восточный коридор развития
Российская академия наук