В этой статье идет разговор о причинах, обуславливающих коррупцию и методах решения этого явления...
Причины развития коррупции
Развитие государства может быть справедливым и успешным тогда, когда конечные цели развития соответствуют пониманию и стремлению простого человека к некоторому идеалу, которые позволяют ему порадоваться за свою будущую судьбу и судьбу своих потомков. Отчего зависит координация и управление в области уровня жизни человека? От правильного понимания значения человеческой жизни. Человеческую жизнь необходимо рассматривать с разных значений и состояний его личного бытия. Более близкая идея каждому человеку – стремление занять достойное положение в обществе, которое отражается на уровне и качестве его жизни.
Ситуация с ощущением счастья, как метафизического значения смысла жизни зависит от удовлетворенности человека уровнем своего благосостояния. По данным рейтинга (WVS) стран по уровню счастья, Россия в 2008 году заняла 88-е место, т.е. общество имеет отрицательный уровень счастья от общего уровня удовлетворенности жизнью. Главным фактором счастья, по оценке WVS является то, насколько люди свободны в выборе того, как жить. Что касается уровня жизни и ощущения счастья, то они всегда носят оттенок относительности. Опросы показывают, что для развивающихся стран, важны материальные ценности, как основа удовлетворения биологических процессов жизни: чем выше уровень благосостояния граждан, тем больше процент счастливого населения.
На экономику страны влияет всё и везде. В процессе воспроизводства, при любых реформах, в обществе, направленных на повышение эффективности экономической системы опять же в целях роста благосостояния человека естественны экономические проблемы - это вечный процесс развития. Экономическое развитие никогда не бывает равномерным – оно всегда сопровождается структурной ломкой, нарастанием дифференциации и напряженности между отдельными сегментами хозяйства и общества, перераспределением ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно развивающийся уклад. Все это может порождать напряженность. Появляются устойчивые неэффективные институты или нормы поведения, что пока способствует еще большему расслоению общества. Возникают так называемые институциональные ловушки: бартерные, экономика неплатежей, теневая экономика, коррупционная ловушка.
Таким образом, коррупция взаимозависит от многих факторов. Первый и основной микроэкономический фактор, это дисбаланс между доходами чиновников и доходами в сфере бизнеса, где порождаемое неравновесие и одновременный рост потребностей общества вынуждает вести нечестную службу. Однако коррупцию следует рассматривать и с точки зрения проблем роста и развития частного сектора. Когда частный сектор (бизнес) будет поставлен в такие условия, что дача взятки должностному лицу и вообще ведение некорректного бизнеса - вредит имиджу или PR - компании бизнеса – ситуация способна измениться. В т. ч. нельзя и исключать культурное развитие общества, когда оно как бы перерастает законодательство, в этом случае важны вызовы снизу.
(Не)достаточное развитие в области инструментального обеспечения социальной политики государства, в том числе и в области обеспечения государственных служащих также способствует процессам развития коррупции. Причем социальная политика должна быть направлена на профилактику этого явления с учетом системности и общественного участия. Человеческий капитал необходимо тщательно развивать на всех уровнях общества. Общество должно быть заинтересовано в своем культурном росте. Рассогласованность целей общества и целей государственных служащих также способствует углублению коррупционных процессов.
По мнению многих, коррупция, являясь естественным следствием развития, может нести в себе рациональное зерно, которое при грамотном восприятии можно расценить как инновации, институциональное развитие и структуризацию экономики как таковой. Более того, коррупция в случае переходного состояния является сдерживающим фактором саморазрушения рыночной экономики.
Человек и коррупция
Высокая раскрываемость преступлений и жестокость наказаний, значительные государственные расходы на ее искоренение вряд ли смогут изменить позицию человека, который вынужден прибегать к коррупционным сделкам, при прочих неизменных факторах. Однако системная направленность на коррупцию способна сформировать позицию человека. Человек должен жить самостоятельно и рассчитывать только на себя самого и своих близких. Должен быть более терпимым к ним, к их способностям и возможностям. В процессе развития человека большую роль играет позитивное отношение к себе и своим близким. Если человек способен увидеть первопричину своего ущербного положения, то он способен развиваться в том направлении, которое и способен видеть. У каждого своя точка зрения и каждый живет лишь в статике в соответствии со своими приоритетами и понятиями, которые в принципе подвержены динамическому развитию. Причем обычно в развитии окружающих мы интерпретируем свое эмоциональное отражение или свой прошлый опыт в несколько модифицированном виде, т.е. чисто с субъективной точки зрения.
В эпохе постиндустриального уклада воспроизводственный контур характеризуется не только информационно-инновационным развитием институтов, но и воспроизводством человеческого капитала. Концепция человеческого капитала рассматривает закономерности создания и использования качественных характеристик человеческих ресурсов, прежде всего образования, здоровья, квалификации и производственного опыта. Более того, эффективность экономики зависит от творческого потенциала человека. Воспроизводство в этой связи воспринимается как воссоздание израсходованных факторов человеческого производства (если судить о сущности человека как о мини-фабрике). И если судить с точки зрения иерархии фундаментальных потребностей Маслоу, воспроизводственные факторы будут выглядеть таким образом: 1) Физиологические потребности (пища, вода, сон) 2) потребность в безопасности (стабильность, порядок) 3) потребность в любви и принадлежности (семья, дружба) 4) потребность в уважении (самоуважение, признание) 5) потребность в самоактуализации (развитие способностей). Или проще, с гражданской точки зрения можно судить о развитии воспроизводственного потенциала человека в соответствии с Конституционными правами и обязанностями. Рынок человеческого капитала сильно сегментирован, а объем ресурсов из дешевых источников ограничен, поэтому индивид вынужден переходить к потреблению и использованию от более дешевых к более дорогим источникам средств. Однако такие концепции не учитывают социальный порог, социальный минимум жизненных условий, жизнь ниже которого принижает человеческое достоинство. И инструменты социальной политики оказываются в некоторой степени неэффективными, так как не отражают достоинства хорошей жизни.
Общество по своей природе создано для активного жизненного поведения. Каждый человек заботится только о своем "эгоистическом" благосостоянии. Преследуя свои эгоистические интересы, он, однако, неосознанно направляется "невидимой рукой" конкуренции к максимизации совокупного объема производимых благ. Излишний контроль способен нивелировать экономическое развитие государства. Уважение труда, равноправие интересов бизнеса, человека и власти способно совершать не только структурные сдвиги в экономике посредством цивилизованной конкуренции, но и предполагает поиск новых перспектив и стратегий как на уровне власти, так и среди бизнес-сообщества. Сам человек ощущает свою значимость и становится более ответственным к себе, своему имиджу, как части общества. Социальные противоположности в экономических системах сохраняются в любых условиях, и противоречия продолжают быть источником их развития и совершенствования. Однако нация не способна осуществлять экономический прогресс в условиях обострения социальных противоречий, которые всегда имеют экономический аспект решения. Ни в одной стране мира государство не может гарантировать всем высокий уровень материального состояния, физического и душевного здоровья. Деловые люди вынуждены защищаться от дискриминации власти с помощью взяток. Чиновники, в целях улучшения своего благосостояния пытаются оказать материальное давление на бизнес. Антикапиталистическая политика государственного регулирования демонстрирует слабость предпринимаемых попыток, тем самым доказывая, что государство и правительство являются средством примитивного выравнивания условий жизнедеятельности человека.
Рядовой человек не рассуждает о «великих» проблемах. В этом он полагается на авторитет других людей и мотив поступка определяется идеологией «поступать так, как должен поступать любой порядочный человек». Он принимает традиционные образцы или образы, принятые другими людьми, потому что убежден: они лучше подходят ему для достижения благоденствия и соответствуют его интересам. Важен смысл, который люди придают состоянию дел, которое они желают изменить; смысл, который они придают своей деятельности и своему поведению. В свою очередь, люди выдвигающие претензии к обществу, зачастую больше нуждаются в предоставлении реальных возможностей решения своих проблем, а не в обязательной реализации одной из таких возможностей. Большое значение в этом аспекте отводится семье, где играет важную роль инвестиции в человеческий капитал (образование, квалификация, здоровье). Чем больше человек вкладывает в свой капитал и капитал членов семьи, тем больше он имеет впоследствии доходов, в том числе и на пенсии. Выбор количества детей и уровня вложений в человеческий капитал определяет, достигнет экономика «хорошего» равновесия или «плохого». При этом следует учитывать, что если индивиды недооценивают будущее, то только потому, что им трудно его себе представить (т.е. трудно представить, какими будут их будущие уровни полезности при различных вариантах развития событий). Далее, сама способность к предвидению не является раз и навсегда данной: люди должны тратить немало времени, усилий и средств, чтобы ее развивать и совершенствовать. Эти затраты формируют особый вид капитала, который Г.Беккер назвал "имагинативным" (imaginative - творческий).
Таким образом, при решении проблемы коррупции необходимо опираться на концепцию понимания качества потенциала населения и соответствие идеальному типу. В целях усиления качества рабочей силы, которое также зависит от физического и психического здоровья человека, его социального поведения, творческого и когнитивного потенциала, коммуникабельности и достижительных потребностей, нравственных и культурных характеристик, сегодня особенно остро возникает ряд актуальных проблем, успешное решение которых существенным образом влияет на социально-экономическое развитие региона и общества.
С точки зрения бизнес среды и человека многое зависит от рационального выбора индивида и политики самой бизнес-структуры. Если общество в своем менеджменте выбирает коррупционные методы - это в равной степени скажется на PR или Имидже его компании, как и на его собственном. Все просто с одной стороны, с другой стороны сложность состоит в том, что этим самым актом он говорит, что не все в порядке в его компании с персоналом - раз. Во-вторых, в компанию в которую он обратился менеджмент либо отсутствует напрочь, либо этот бизнес не несет в себе созидательного начала. т.е. его стратегия развития находится не то что на слабом уровне, она напрочь характеризует его как нерационального хозяина, с экономической точки зрения. Такой бизнес вряд ли способен долго просуществовать - разорится тут конечно проще простого, причем обоим сторонам. Однако, по сути все коррупционеры поступают в соответствии со своей рациональностью, приносят пользу экономике. Как посредством производства готового продукта, как работодатели, так и увеличением платежеспособного спроса на производство продукции, в том числе и в среде коррупционеров. Таким образом, элита, которая дает рабочие места... и производство, которое они создают должно быть эффективным. Рабочие должны чувствовать необходимость своего постоянного развития.
Меры по «борьбе с коррупцией»
Контроль за коррупцией необходим, но если он переходит границы разумного, то при прочих равных условиях, такая мера, способна ущемлять экономический подход к жизни человека, который пытается развивать экономическая политика в России. Необходимо предлагать несколько другие подходы - с точки зрения развития человека и экономики как таковой.
Как-то мне не очень нравится слово «бороться» с коррупцией... Может быть так лучше - научиться решать и самое главное принимать решения, с учетом минимизации применения коррупционных методов. Так более гуманно. Что тогда произойдет с точки зрения экономики? Вот давайте представим на миг такую ситуацию. Простой пример, с взятками… Общество не даёт взяток. Причем государственные служащие вынуждены бизнесу оплачивать не очень-то скромные цены, где бизнес вынужден закладывать в стоимость товара взятки, при реализации тем же коррупционерам... Таким образом, получается в такой ситуации, что бизнес при отсутствии таких расходов вынужден снизить стоимость своих услуг, индекс цен будет снижаться естественным образом. Причем это не означает, что люди меньше будут пользоваться продукцией бизнеса, напротив - они станут больше их получать в виду снижения их себестоимости. Общество в связи с этим становится более здоровым, красивым, свободным и самое главное имеет большую склонность принимать правильные решения, как следствие культурного и социального роста. При этом налоги вырастут, доходы коррупционеров, как следствие – увеличатся. И коррупционеры как таковыми не будут уже являться! Так вот, получается, что все-таки для того, чтобы снизить коррупцию, обществу необходимо более активно пользоваться сферой услуг, в частности социальной сферой общественного производства (образование, культура, медицина, безопасность, услуги питания и т.д.) и иметь активную жизненную позицию, в том числе и в области взаимодействия с властью. Почему? Потому что эти процессы повышают культурный уровень общества, в том числе профессионализм и толерантное отношение в обществе.
У меня иногда складывается впечатление, что коррупционеры госаппарата на самом деле, как бы по сути являются личностями, которые в принципе имеют способность заниматься бизнесом. т.е. имеют предпринимательский взгляд на ведение своего дела, задатки конкуренции у них уже явно присутствуют и более всего – они уже начинают проявлять свои организаторские способности в этом направлении. Политика дерегулирования и приватизации усиливает взаимозависимость частных и государственных предприятий естественным образом. Дальнейшая приватизация государственной собственности будет способствовать снижению коррупционной направленности государственных служащих, а также их служебное продвижение в области частного бизнеса. Однако тут возможен риск того, что в случае возглавления государственными чиновниками приватизированных компаний приватизация не способна привести к радикальному обновлению управляющей элиты и формированию нового поколения предпринимателей, заинтересованных в стратегическом развитии своего бизнеса. В этом случае необходимо приоритеты отдавать усилению человеческого капитала управляющих элит. Государство может более активно предусматривать развитие предпринимательской активности на всех уровнях бюджета государственных предприятий, в том числе социальной и административной инфраструктуры, использовать смешанное предпринимательство в виде государственно-частного сотрудничества, и таким образом избегать низкоэффективных форм государственно-монополистического капитализма.
Бизнес-среда, пытаясь коррупционными методами усовершенствовать свое производство, тем не менее слабо воздействует с законодательной властью и это их естественно толкает в последующем под прессинг карательных властей. Для конкурентоспособности предпринимательства - законотворчество общества в условиях рынка - это немаловажный фактор, его связи с политической властью, которая принимает законодательные акты. А также связи законодательной с исполнительной властью, которая оценивая, иногда с однобокой позиции законодательные акты и придирчиво относясь к несущественным мелочам, при этом упускает суть – развитие человека. Иногда просто их рецензии на определенные поправки к законам читать стыдно.
Бизнес в условиях осуществления коррупционных сделок невольно вынуждает осуществлять дискриминацию своей внутренней среды. При этом бизнес-среда должна понять, что подобная деятельность имеет издержки выше, нежели недискриминационная деятельность. Поэтому рыночная конкуренция должна нести в себе нивелирование дискриминационной формы менеджмента и сотрудничества.
Анализ коррупционной практики должен идти в целях минимизации коррупционного окна в совместной деятельности власти и общества. С точки зрения справедливости и модернизации деятельности госпредприятий и бизнес-сообщества необходимо рассматривать такие ситуации и вносить предложения в функционирование контролирующих органов власти с целью модернизации законодательства.
По опыту других стран, различные комиссии по вопросам охраны правопорядка, комиссии по преступлениям, которые в том числе создаются по инициативе Президента, играют определенную положительную роль в этом процессе. Таким образом, целесообразно продумать организацию труда и управления в государственных учреждениях, когда существуют явные признаки преступной деятельности. Причем потерю времени в очередях и прочих оформлениях, тоже можно приравнивать к этому явлению. При работе подобных комиссий необходимо учитывать также и процесс развития человека, как процесс освобождения людей от вынужденной необходимости жить хуже, чем в случае более полной реализации их физического, интеллектуального и духовного потенциала. Развитие – это высвобождение заложенных в каждом человеке способностей, талантов, наклонностей и свойств, которые в условиях недостаточной свободы выбора могут никогда не проявиться. /А.А.Подузов/ Передовой опыт более развитых стран, необходимо также учитывать при работе подобных комиссий в России, в том числе проводить исследования с учетом данных российских рейтинговых агентств, занимающихся изучением этого явления.
В настоящее время измерением коррупции по странам занимается одно из известных агентств - Transparency International. (corruption perceptions index (CPI)) На его сайте можно проследить динамику этого явления по годам и странам. Согласно этим показателям лишь в Грузии наблюдается некоторое улучшение в 2008 году, тогда как оценки России (147 уровень) и Украины (134) снижались. В США и Японии (18 уровень) конечно, этот показатель на хорошем значении. Для сравнения - Сомали находится на 180 месте - самом последнем в рейтинге...
Одним среди многочисленных выходов в состоянии чрезмерной коррупционной активности является эволюция гражданской культуры. Способность агентов к рациональной координации своих действий зависит от гражданской культуры и развитости общества. В ряду ценностей можно назвать справедливость, заинтересованность и др. Излишне абстрактный подход к социальным ценностям (например, чрезмерный упор на общечеловеческие ценности) тоже препятствует познанию ценностей в интересах активного практического социального действия.
Таким образом, должна возникнуть эффективная нацеленность ключевых институтов и структур экономики и общества, массовых социальных слоев на расширенное воспроизводство и качественное обновление. Их жизненные перспективы, статусные возможности, стратегические интересы должны быть замкнуты на расширение национального богатства и производительного капитала (общественного и собственного), которые должны поощряться соответствующей экономической политикой государства и корпораций, перераспределяющих часть прибыли лидеров роста в пользу отстающих, с целью выравнивания олигополистической среды бизнес-сообщества и минимизации явлений монополизма в экономике. Требуется уделять повышенное внимание увязыванию экономической и социальной динамики. При этом следует учитывать, что индивиды должны обладать достаточным имагинативным капиталом. Пенсионная система должна строиться по принципу личной ответственности человека за свою судьбу, сокращая при этом масштабы общественной ответственности за уровень жизни и доходов человека и одновременно увеличивая его собственную роль в формировании накоплений, обеспечивающих достойный уровень жизни в старости. Такая система делает человека свободным, поскольку ощущать себя по-настоящему свободным, в конечном счете, может только человек, чувствующий свою уверенность в завтрашнем дне.
Необходимо продолжить научные разработки в области концепций уровня жизни и их экономического применения. Приравнять их к ценностной интерпретации элементов жизни человека. Ценность свободы выбора индивида должна носить определяющий характер. Т.е. если она способствует достижению приемлемой «корзины» элементов бытия, то ее роль имеет вспомогательный характер, но самостоятельная роль человека не должна совпадать с оценкой фактически реализованной возможности; она будет превосходить ее на величину самостоятельной ценности свободы выбора. Основополагающие конституционные принципы должны учитывать пороговые уровни человеческих возможностей и их качество. Таким образом, практический потенциал такого направления разработок трудно переоценить, но то что они способны приблизить к экономической интерпретации счастья – это безусловно…
Список литературы:
1. А.А.Подузов Концепция уровня жизни: очерк современных представлений ж-л Проблемы прогнозирования №6 2008 г.
2. С.А.Якуш Человеческий капитал, богатство, пенсия
Причины развития коррупции
Развитие государства может быть справедливым и успешным тогда, когда конечные цели развития соответствуют пониманию и стремлению простого человека к некоторому идеалу, которые позволяют ему порадоваться за свою будущую судьбу и судьбу своих потомков. Отчего зависит координация и управление в области уровня жизни человека? От правильного понимания значения человеческой жизни. Человеческую жизнь необходимо рассматривать с разных значений и состояний его личного бытия. Более близкая идея каждому человеку – стремление занять достойное положение в обществе, которое отражается на уровне и качестве его жизни.
Ситуация с ощущением счастья, как метафизического значения смысла жизни зависит от удовлетворенности человека уровнем своего благосостояния. По данным рейтинга (WVS) стран по уровню счастья, Россия в 2008 году заняла 88-е место, т.е. общество имеет отрицательный уровень счастья от общего уровня удовлетворенности жизнью. Главным фактором счастья, по оценке WVS является то, насколько люди свободны в выборе того, как жить. Что касается уровня жизни и ощущения счастья, то они всегда носят оттенок относительности. Опросы показывают, что для развивающихся стран, важны материальные ценности, как основа удовлетворения биологических процессов жизни: чем выше уровень благосостояния граждан, тем больше процент счастливого населения.
На экономику страны влияет всё и везде. В процессе воспроизводства, при любых реформах, в обществе, направленных на повышение эффективности экономической системы опять же в целях роста благосостояния человека естественны экономические проблемы - это вечный процесс развития. Экономическое развитие никогда не бывает равномерным – оно всегда сопровождается структурной ломкой, нарастанием дифференциации и напряженности между отдельными сегментами хозяйства и общества, перераспределением ресурсов из отстающих секторов экономики, социальных групп, территорий в интенсивно развивающийся уклад. Все это может порождать напряженность. Появляются устойчивые неэффективные институты или нормы поведения, что пока способствует еще большему расслоению общества. Возникают так называемые институциональные ловушки: бартерные, экономика неплатежей, теневая экономика, коррупционная ловушка.
Таким образом, коррупция взаимозависит от многих факторов. Первый и основной микроэкономический фактор, это дисбаланс между доходами чиновников и доходами в сфере бизнеса, где порождаемое неравновесие и одновременный рост потребностей общества вынуждает вести нечестную службу. Однако коррупцию следует рассматривать и с точки зрения проблем роста и развития частного сектора. Когда частный сектор (бизнес) будет поставлен в такие условия, что дача взятки должностному лицу и вообще ведение некорректного бизнеса - вредит имиджу или PR - компании бизнеса – ситуация способна измениться. В т. ч. нельзя и исключать культурное развитие общества, когда оно как бы перерастает законодательство, в этом случае важны вызовы снизу.
(Не)достаточное развитие в области инструментального обеспечения социальной политики государства, в том числе и в области обеспечения государственных служащих также способствует процессам развития коррупции. Причем социальная политика должна быть направлена на профилактику этого явления с учетом системности и общественного участия. Человеческий капитал необходимо тщательно развивать на всех уровнях общества. Общество должно быть заинтересовано в своем культурном росте. Рассогласованность целей общества и целей государственных служащих также способствует углублению коррупционных процессов.
По мнению многих, коррупция, являясь естественным следствием развития, может нести в себе рациональное зерно, которое при грамотном восприятии можно расценить как инновации, институциональное развитие и структуризацию экономики как таковой. Более того, коррупция в случае переходного состояния является сдерживающим фактором саморазрушения рыночной экономики.
Человек и коррупция
Высокая раскрываемость преступлений и жестокость наказаний, значительные государственные расходы на ее искоренение вряд ли смогут изменить позицию человека, который вынужден прибегать к коррупционным сделкам, при прочих неизменных факторах. Однако системная направленность на коррупцию способна сформировать позицию человека. Человек должен жить самостоятельно и рассчитывать только на себя самого и своих близких. Должен быть более терпимым к ним, к их способностям и возможностям. В процессе развития человека большую роль играет позитивное отношение к себе и своим близким. Если человек способен увидеть первопричину своего ущербного положения, то он способен развиваться в том направлении, которое и способен видеть. У каждого своя точка зрения и каждый живет лишь в статике в соответствии со своими приоритетами и понятиями, которые в принципе подвержены динамическому развитию. Причем обычно в развитии окружающих мы интерпретируем свое эмоциональное отражение или свой прошлый опыт в несколько модифицированном виде, т.е. чисто с субъективной точки зрения.
В эпохе постиндустриального уклада воспроизводственный контур характеризуется не только информационно-инновационным развитием институтов, но и воспроизводством человеческого капитала. Концепция человеческого капитала рассматривает закономерности создания и использования качественных характеристик человеческих ресурсов, прежде всего образования, здоровья, квалификации и производственного опыта. Более того, эффективность экономики зависит от творческого потенциала человека. Воспроизводство в этой связи воспринимается как воссоздание израсходованных факторов человеческого производства (если судить о сущности человека как о мини-фабрике). И если судить с точки зрения иерархии фундаментальных потребностей Маслоу, воспроизводственные факторы будут выглядеть таким образом: 1) Физиологические потребности (пища, вода, сон) 2) потребность в безопасности (стабильность, порядок) 3) потребность в любви и принадлежности (семья, дружба) 4) потребность в уважении (самоуважение, признание) 5) потребность в самоактуализации (развитие способностей). Или проще, с гражданской точки зрения можно судить о развитии воспроизводственного потенциала человека в соответствии с Конституционными правами и обязанностями. Рынок человеческого капитала сильно сегментирован, а объем ресурсов из дешевых источников ограничен, поэтому индивид вынужден переходить к потреблению и использованию от более дешевых к более дорогим источникам средств. Однако такие концепции не учитывают социальный порог, социальный минимум жизненных условий, жизнь ниже которого принижает человеческое достоинство. И инструменты социальной политики оказываются в некоторой степени неэффективными, так как не отражают достоинства хорошей жизни.
Общество по своей природе создано для активного жизненного поведения. Каждый человек заботится только о своем "эгоистическом" благосостоянии. Преследуя свои эгоистические интересы, он, однако, неосознанно направляется "невидимой рукой" конкуренции к максимизации совокупного объема производимых благ. Излишний контроль способен нивелировать экономическое развитие государства. Уважение труда, равноправие интересов бизнеса, человека и власти способно совершать не только структурные сдвиги в экономике посредством цивилизованной конкуренции, но и предполагает поиск новых перспектив и стратегий как на уровне власти, так и среди бизнес-сообщества. Сам человек ощущает свою значимость и становится более ответственным к себе, своему имиджу, как части общества. Социальные противоположности в экономических системах сохраняются в любых условиях, и противоречия продолжают быть источником их развития и совершенствования. Однако нация не способна осуществлять экономический прогресс в условиях обострения социальных противоречий, которые всегда имеют экономический аспект решения. Ни в одной стране мира государство не может гарантировать всем высокий уровень материального состояния, физического и душевного здоровья. Деловые люди вынуждены защищаться от дискриминации власти с помощью взяток. Чиновники, в целях улучшения своего благосостояния пытаются оказать материальное давление на бизнес. Антикапиталистическая политика государственного регулирования демонстрирует слабость предпринимаемых попыток, тем самым доказывая, что государство и правительство являются средством примитивного выравнивания условий жизнедеятельности человека.
Рядовой человек не рассуждает о «великих» проблемах. В этом он полагается на авторитет других людей и мотив поступка определяется идеологией «поступать так, как должен поступать любой порядочный человек». Он принимает традиционные образцы или образы, принятые другими людьми, потому что убежден: они лучше подходят ему для достижения благоденствия и соответствуют его интересам. Важен смысл, который люди придают состоянию дел, которое они желают изменить; смысл, который они придают своей деятельности и своему поведению. В свою очередь, люди выдвигающие претензии к обществу, зачастую больше нуждаются в предоставлении реальных возможностей решения своих проблем, а не в обязательной реализации одной из таких возможностей. Большое значение в этом аспекте отводится семье, где играет важную роль инвестиции в человеческий капитал (образование, квалификация, здоровье). Чем больше человек вкладывает в свой капитал и капитал членов семьи, тем больше он имеет впоследствии доходов, в том числе и на пенсии. Выбор количества детей и уровня вложений в человеческий капитал определяет, достигнет экономика «хорошего» равновесия или «плохого». При этом следует учитывать, что если индивиды недооценивают будущее, то только потому, что им трудно его себе представить (т.е. трудно представить, какими будут их будущие уровни полезности при различных вариантах развития событий). Далее, сама способность к предвидению не является раз и навсегда данной: люди должны тратить немало времени, усилий и средств, чтобы ее развивать и совершенствовать. Эти затраты формируют особый вид капитала, который Г.Беккер назвал "имагинативным" (imaginative - творческий).
Таким образом, при решении проблемы коррупции необходимо опираться на концепцию понимания качества потенциала населения и соответствие идеальному типу. В целях усиления качества рабочей силы, которое также зависит от физического и психического здоровья человека, его социального поведения, творческого и когнитивного потенциала, коммуникабельности и достижительных потребностей, нравственных и культурных характеристик, сегодня особенно остро возникает ряд актуальных проблем, успешное решение которых существенным образом влияет на социально-экономическое развитие региона и общества.
С точки зрения бизнес среды и человека многое зависит от рационального выбора индивида и политики самой бизнес-структуры. Если общество в своем менеджменте выбирает коррупционные методы - это в равной степени скажется на PR или Имидже его компании, как и на его собственном. Все просто с одной стороны, с другой стороны сложность состоит в том, что этим самым актом он говорит, что не все в порядке в его компании с персоналом - раз. Во-вторых, в компанию в которую он обратился менеджмент либо отсутствует напрочь, либо этот бизнес не несет в себе созидательного начала. т.е. его стратегия развития находится не то что на слабом уровне, она напрочь характеризует его как нерационального хозяина, с экономической точки зрения. Такой бизнес вряд ли способен долго просуществовать - разорится тут конечно проще простого, причем обоим сторонам. Однако, по сути все коррупционеры поступают в соответствии со своей рациональностью, приносят пользу экономике. Как посредством производства готового продукта, как работодатели, так и увеличением платежеспособного спроса на производство продукции, в том числе и в среде коррупционеров. Таким образом, элита, которая дает рабочие места... и производство, которое они создают должно быть эффективным. Рабочие должны чувствовать необходимость своего постоянного развития.
Меры по «борьбе с коррупцией»
Контроль за коррупцией необходим, но если он переходит границы разумного, то при прочих равных условиях, такая мера, способна ущемлять экономический подход к жизни человека, который пытается развивать экономическая политика в России. Необходимо предлагать несколько другие подходы - с точки зрения развития человека и экономики как таковой.
Как-то мне не очень нравится слово «бороться» с коррупцией... Может быть так лучше - научиться решать и самое главное принимать решения, с учетом минимизации применения коррупционных методов. Так более гуманно. Что тогда произойдет с точки зрения экономики? Вот давайте представим на миг такую ситуацию. Простой пример, с взятками… Общество не даёт взяток. Причем государственные служащие вынуждены бизнесу оплачивать не очень-то скромные цены, где бизнес вынужден закладывать в стоимость товара взятки, при реализации тем же коррупционерам... Таким образом, получается в такой ситуации, что бизнес при отсутствии таких расходов вынужден снизить стоимость своих услуг, индекс цен будет снижаться естественным образом. Причем это не означает, что люди меньше будут пользоваться продукцией бизнеса, напротив - они станут больше их получать в виду снижения их себестоимости. Общество в связи с этим становится более здоровым, красивым, свободным и самое главное имеет большую склонность принимать правильные решения, как следствие культурного и социального роста. При этом налоги вырастут, доходы коррупционеров, как следствие – увеличатся. И коррупционеры как таковыми не будут уже являться! Так вот, получается, что все-таки для того, чтобы снизить коррупцию, обществу необходимо более активно пользоваться сферой услуг, в частности социальной сферой общественного производства (образование, культура, медицина, безопасность, услуги питания и т.д.) и иметь активную жизненную позицию, в том числе и в области взаимодействия с властью. Почему? Потому что эти процессы повышают культурный уровень общества, в том числе профессионализм и толерантное отношение в обществе.
У меня иногда складывается впечатление, что коррупционеры госаппарата на самом деле, как бы по сути являются личностями, которые в принципе имеют способность заниматься бизнесом. т.е. имеют предпринимательский взгляд на ведение своего дела, задатки конкуренции у них уже явно присутствуют и более всего – они уже начинают проявлять свои организаторские способности в этом направлении. Политика дерегулирования и приватизации усиливает взаимозависимость частных и государственных предприятий естественным образом. Дальнейшая приватизация государственной собственности будет способствовать снижению коррупционной направленности государственных служащих, а также их служебное продвижение в области частного бизнеса. Однако тут возможен риск того, что в случае возглавления государственными чиновниками приватизированных компаний приватизация не способна привести к радикальному обновлению управляющей элиты и формированию нового поколения предпринимателей, заинтересованных в стратегическом развитии своего бизнеса. В этом случае необходимо приоритеты отдавать усилению человеческого капитала управляющих элит. Государство может более активно предусматривать развитие предпринимательской активности на всех уровнях бюджета государственных предприятий, в том числе социальной и административной инфраструктуры, использовать смешанное предпринимательство в виде государственно-частного сотрудничества, и таким образом избегать низкоэффективных форм государственно-монополистического капитализма.
Бизнес-среда, пытаясь коррупционными методами усовершенствовать свое производство, тем не менее слабо воздействует с законодательной властью и это их естественно толкает в последующем под прессинг карательных властей. Для конкурентоспособности предпринимательства - законотворчество общества в условиях рынка - это немаловажный фактор, его связи с политической властью, которая принимает законодательные акты. А также связи законодательной с исполнительной властью, которая оценивая, иногда с однобокой позиции законодательные акты и придирчиво относясь к несущественным мелочам, при этом упускает суть – развитие человека. Иногда просто их рецензии на определенные поправки к законам читать стыдно.
Бизнес в условиях осуществления коррупционных сделок невольно вынуждает осуществлять дискриминацию своей внутренней среды. При этом бизнес-среда должна понять, что подобная деятельность имеет издержки выше, нежели недискриминационная деятельность. Поэтому рыночная конкуренция должна нести в себе нивелирование дискриминационной формы менеджмента и сотрудничества.
Анализ коррупционной практики должен идти в целях минимизации коррупционного окна в совместной деятельности власти и общества. С точки зрения справедливости и модернизации деятельности госпредприятий и бизнес-сообщества необходимо рассматривать такие ситуации и вносить предложения в функционирование контролирующих органов власти с целью модернизации законодательства.
По опыту других стран, различные комиссии по вопросам охраны правопорядка, комиссии по преступлениям, которые в том числе создаются по инициативе Президента, играют определенную положительную роль в этом процессе. Таким образом, целесообразно продумать организацию труда и управления в государственных учреждениях, когда существуют явные признаки преступной деятельности. Причем потерю времени в очередях и прочих оформлениях, тоже можно приравнивать к этому явлению. При работе подобных комиссий необходимо учитывать также и процесс развития человека, как процесс освобождения людей от вынужденной необходимости жить хуже, чем в случае более полной реализации их физического, интеллектуального и духовного потенциала. Развитие – это высвобождение заложенных в каждом человеке способностей, талантов, наклонностей и свойств, которые в условиях недостаточной свободы выбора могут никогда не проявиться. /А.А.Подузов/ Передовой опыт более развитых стран, необходимо также учитывать при работе подобных комиссий в России, в том числе проводить исследования с учетом данных российских рейтинговых агентств, занимающихся изучением этого явления.
В настоящее время измерением коррупции по странам занимается одно из известных агентств - Transparency International. (corruption perceptions index (CPI)) На его сайте можно проследить динамику этого явления по годам и странам. Согласно этим показателям лишь в Грузии наблюдается некоторое улучшение в 2008 году, тогда как оценки России (147 уровень) и Украины (134) снижались. В США и Японии (18 уровень) конечно, этот показатель на хорошем значении. Для сравнения - Сомали находится на 180 месте - самом последнем в рейтинге...
Одним среди многочисленных выходов в состоянии чрезмерной коррупционной активности является эволюция гражданской культуры. Способность агентов к рациональной координации своих действий зависит от гражданской культуры и развитости общества. В ряду ценностей можно назвать справедливость, заинтересованность и др. Излишне абстрактный подход к социальным ценностям (например, чрезмерный упор на общечеловеческие ценности) тоже препятствует познанию ценностей в интересах активного практического социального действия.
Таким образом, должна возникнуть эффективная нацеленность ключевых институтов и структур экономики и общества, массовых социальных слоев на расширенное воспроизводство и качественное обновление. Их жизненные перспективы, статусные возможности, стратегические интересы должны быть замкнуты на расширение национального богатства и производительного капитала (общественного и собственного), которые должны поощряться соответствующей экономической политикой государства и корпораций, перераспределяющих часть прибыли лидеров роста в пользу отстающих, с целью выравнивания олигополистической среды бизнес-сообщества и минимизации явлений монополизма в экономике. Требуется уделять повышенное внимание увязыванию экономической и социальной динамики. При этом следует учитывать, что индивиды должны обладать достаточным имагинативным капиталом. Пенсионная система должна строиться по принципу личной ответственности человека за свою судьбу, сокращая при этом масштабы общественной ответственности за уровень жизни и доходов человека и одновременно увеличивая его собственную роль в формировании накоплений, обеспечивающих достойный уровень жизни в старости. Такая система делает человека свободным, поскольку ощущать себя по-настоящему свободным, в конечном счете, может только человек, чувствующий свою уверенность в завтрашнем дне.
Необходимо продолжить научные разработки в области концепций уровня жизни и их экономического применения. Приравнять их к ценностной интерпретации элементов жизни человека. Ценность свободы выбора индивида должна носить определяющий характер. Т.е. если она способствует достижению приемлемой «корзины» элементов бытия, то ее роль имеет вспомогательный характер, но самостоятельная роль человека не должна совпадать с оценкой фактически реализованной возможности; она будет превосходить ее на величину самостоятельной ценности свободы выбора. Основополагающие конституционные принципы должны учитывать пороговые уровни человеческих возможностей и их качество. Таким образом, практический потенциал такого направления разработок трудно переоценить, но то что они способны приблизить к экономической интерпретации счастья – это безусловно…
Список литературы:
1. А.А.Подузов Концепция уровня жизни: очерк современных представлений ж-л Проблемы прогнозирования №6 2008 г.
2. С.А.Якуш Человеческий капитал, богатство, пенсия
Комментариев нет:
Отправить комментарий