Автор в данной интернет-книге публикует статьи различной региональной направленности как факторах развития российской экономики связанных с управлением развития в стране, пространственных условий и трансформации социально-экономического пространства России и экономического роста. Делаются попытки исследования зарубежных стран с помощью российских научно-познавательных источников. Основные подтемы блога: региональная экономика, философии управления, глобальные отношения и взаимозависимости и др. взаимодействия экономической политики регионов и результатов управленческого труда.

Мой список блогов и сайтов

среда, 15 августа 2007 г.

Аналитический обзор: Катангли сегодня… умирает?

Мне, как экономисту, интересно сравнивать меняющиеся регионы с течением времени, их экономическое развитие, социальный статус местного населения, политические взгляды общественности в тех местах, где ты когда-то был, а в особенности, если ты здесь когда-то учился и жил, где прошло твоё детство. Катангли-это умирающий в социальном плане поселок рабочих-нефтяников. Тут прошло моё детство. Я покинула эти места в 1983 году…

Географическое положение и природа.

Посёлок Катангли ("Терпкая река") расположен южнее на 12 км от посёлка Ноглики, районного центра Ногликского района. За эти два десятка лет изменились его территориальные границы - произведён снос улицы Южной и сдвиг физической границы посёлка до уровня Советская - Нефтяников. Как-то так со временем получилось, но в результате: то ли природой определённого залегания пластов нефтяных, то ли чрезмерного строительства на улице Южной, то ли закономерного развития экологических стандартов, но улица вошла в санитарную зону ( принцип такой, что в радиусе 350 метров от жилого сектора – не должно находиться скважин). Поэтому жилые дома на Южной, сорокалетнего возраста решили снести. Основной снос и расселение жителей происходило в период с 1998 по 2003 год. Переселение начиналось с конца улицы Южной. Происходило частично, по всей видимости, не запланировано, стихийно, в основном или за счет предприимчивости, или терпимости и надежды на руководство поселковых граждан или за счет выделения ведомственного жилья. Переселение и снос осуществляло НГДУ "Катанглинефтегаз" совместно с местными властями. Принцип сноса – предварительное расселение, поджёг с последующим сносом, бульдозером обгорелые остатки ровняли с землей. Но не везде получалось аккуратно провести данный комплекс работ. Возникает закономерный вопрос: Для чего оставляют созерцать руины и пустыри остальным, не переселившимся жителям - для их психологической самореализации? В нашей стране, насколько известно, крупногабаритный строительный мусор подлежит полной утилизации с проведением комплекса благоустроительных работ. Также остаётся огромной до сих пор проблема переселения жителей частного сектора. Тем, кто вложил в свои дома труд нелегко переезжать с обжитых мест.



На улице Советской пустынно. На Озёрной по прежнему живут частники. Советская уничтожается аналогично Южной. Целью ликвидации является снижение вероятности стихийного заселения домов, предназначенных для сноса. Этот факт можно рассматривать с двух сторон – значит, есть желающие заселять жилой фонд? Было бы не так горестно, если бы на месте пожарищ и разрушений создавалось что-то новое, интересное и полезное для работы нефтяников и их быта в целях развития регионов Севера. Как пример - в районе Лунского залива для работников "Сахалинской энергии" вахтовый поселок для вахтового персонала! Почему на месте Катангли такой не сделать – транспортная инфраструктура решена, уже экономия большая. В общем, странно это всё и куда интересно, смотрят Ногликские власти, ведь развитие шельфовых проектов Сахалина предусматривает создание и развитие инфраструктуры, требующей многомиллиардных вложений?
С высоты местного стадиона можно наблюдать фишку посёлка - озеро Катангли. Железнодорожная линия 1954 года постройки: узкоколейка, дорога проходила с Ноглик, вдоль берега озера и далее по болотистой местности до Кайгана (7 км.). По болотистой части местности, для дороги, соединяющей посёлок с порт пунктом Кайган первоначально делалась насыпь. О качестве судить не берусь, но на мой взгляд она была слишком песчаной. Помню практически всегда закрытое деревянное здание вокзальчика -диспетчерской «Катангли». Один раз мне довелось прокатиться до Ноглик по железной дороге. Впечатление, конечно не из слабых, так как приходилось преодолевать это расстояние за 1,5 часа (сейчас на автомобиле минут 15-20). Путешествовать по железной дороге до Кайгана (минут 40) было тоже интересным приключением, особенно запомнился туман болота, переходящий в насыщенный минералами морской воздух, ближе у моря,

перемешанный с дымом из трубы тепловозика, везущего нас. В настоящий момент дорога снесена и разобрана на металл. Её приблизительно в 1998 году сдали на металлолом и продали китайцам, погрузили на сухогруз и он три дня стоял на рейде - по причине неправильно оформленного груза. По прежней железнодорожной дороге, переоборудованной под тип автодороги, ездят только местные рыбаки и охотники на Кайган, так как прежняя, старая дорога на Кайган непроходима местами из-за сильного песка или не проездных луж, размытых дождями. Да и эта дорога имеет слишком песчаное покрытие для проходимости легкового автотранспорта. По бывшей узкоколейке грузы не возят для этого есть хорошая новая грунтовая дорога на Кайган со стороны Ноглик где - то на уровне 10-го километра поворот, если считать со стороны Ноглик. Эксперты говорят что дорога уложенная инвесторами имеет гораздо лучшее качество, даже лучше, чем асфальт до Катангли, проложенный МУП «Дорожник». Дорога с Ноглик имеет асфальтовое покрытие, которое кончается приблизительно в районе бывшей 8-й котельной.
Растительность хвойного направления – лиственницы, ели, стланик, с преобладанием в овражистых равнинах ольхи, карликовой березы и багульника. Когда-то давно здесь был сильный лесной пожар, и теперь вместо высоких лиственниц стоят высокие обгорелые деревья.

 Но несмотря на этот факт можно найти красивые виды природы: побережье Охотского моря, кустарного типа северная растительность - карликовые берёзы, стланик, багульник, мох, лиственницы, сосны.

Зимой и летом - холодно и туманно. Край этот люблю и часто вспоминаю. Практически каждый год наблюдается естественное явление – выброс мойвы (уйка), нерестящейся в прибрежных водах - на побережье Охотского моря. Население пользуется данным благом, конечно, рискуя при этом своим здоровьем. В местных, многочисленных, узких местами, сильно глубоких речушках, типа Нефтянки, водится мелкая корюшка, колючка, прочая нерестовая рыба вида лососевых. Однако, некоторые пессимистично настроенные эксперты отмечают, что в районе Катангли уже возможно поймать лишь одну колючку, но я припоминаю лучшие времена, когда мы с Сашкой Муштаевым, довольные несмотря на полные сапоги воды, домой несли не только колючку, но и корюшку после рыбалки. Рельеф представляет собой слабо всхолмленную равнину.



Климат

Потепление все-таки произошло по сравнению с 80-ми годами. И дома уже не заносит под крыши, да и вообще снега зимой очень мало стало. Редкость, когда можно наблюдать типичные для севера занесенные снегом окна. Береговая линия по взглядам местных наблюдателей осталась на прежнем уровне. Отмечается естественное увеличение длины Кайганской косы и подмыв противоположного берега. Скорость подмыва можно охарактеризовать изменением инфраструктуры берега - за двадцать с лишним лет "смыло в море" местный маяк, ранее использовавшийся для подачи визуального сигнала проходящим кораблям и расположенный от берега на расстоянии не более трёхсот метров. Море иногда штормит.


Социальный капитал

Население 1500 – 1800 чел.
Жителей посёлка осталось из местного населения приблизительно 900 человек. Остальные – приезжие рабочие и служащие, проживающие в основном в посёлке Ноглики и работающие на нефтепромысловых предприятиях и в качестве обслуживающих соцсферу посёлка. Контингент – преобладают рабочие. Служащие – офис (контора) НГДУ "Катанглинефтегаз", НУБР (Ногликское управление буровых работ).
По плану местного самоуправления желающих должны переселить в Ноглики, поэтому развитием посёлка никто не занимается, а наоборот стараются разрушить. При этом причина трактуется следующим образом: в связи с бесперспективностью и плохой экологической обстановкой посёлка. Для переселенцев в Ногликах строят дома. Интенсивное переселение началось с 1984 года. Этот процесс идёт медленно вот уже два десятка лет. Поселковые жители получают благоустроенные квартиры, приобщаются к новым жизненным стандартам: как в образовании, так и в повседневном межличностном общении.

Инфраструктура социальной сферы скудна.
Катанглийская школа, половину которой занимает детский сад - преимущественно первый этаж. В школе осталось 57 учеников. Больница (на фотографии) функционирует – работает врач – терапевт, медсестра-фельдшер, 2-3 кабинета физиотерапии. Частично здание больницы переоборудовали под инфекционное отделение Ногликской ЦРБ. Стадион виден даже со спутника, но на самом деле он уже «заглох» лет 10 назад. Один, только лыжник Максим Луценко занимается на этом стадионе – проводит свои тренировки, тренировки юных лыжников и школьников. Руководству школы и сейчас безразлично состояние стадиона. Юный педагог как мог его сохранял и делал все что можно своими силами, но скоро, возможно он не будет напоминать стадион. Вспоминаю, как мы когда-то весной пока добирались к стадиону со школы по грязной, ещё не просохшей тропке, и бег приносил разочарование бегущим следом кусками грязи, отлетавших от наших подошв. Некоторые по дороге умудрялись измерить глубину луж кроссовками или устроить виртуальный каток из покрытия светлой мокрой глины. Иногда, прямо после физкультуры мы успешно поедали прошлогоднюю бруснику, которой было вдоволь, даже по-весне.
Из жилых помещений преобладают в основном застройки 60-70-х годов, но этот фонд уже подлежит сносу. Двухэтажные новые многоквартирные деревянные дома преобладают в настоящий момент по улице Советской, с подводом всех коммуникаций, кроме горячего водоснабжения. Восьмая котельная уже не работает, отопление производится за счет личных двухконтурных котлов, которые установлены практически в каждой квартире. Очень даже хорошие котлы, маленькие и аккуратные, похожи на новые газовые колонки.Особо хочется остановиться о динамике культуре в Катангли. Хочу сказать, что в нашем поселке - клуб, был местом, где устраивали танцевальные вечера, показывали интересные фильмы, различные кружки. Конечно многие крутились в клубе в приличном подвыпитьи, случались и драки. Но я помню то чувство, с которым приходилось возвращаться после просмотра фильмов домой - это анализ истории,прожитой с помощью увиденного в фильме. После танцев, происходил анализ поведения сверстников, делались определенные выводы, не говоря о той романтике взаимоотношений, которые мы получали от общения с интересующими нас индивидами... До сих пор многие из бывших поселковских жителей вспоминают тот клуб теплыми словами. В итоге клуб сгорел через год после моего отъезда, построили новый клубик, но и он простоял лишь 8 лет.
Таким образом с помощью клуба происходило становление творческого человека, способного не только провести элементарный анализ своих ощущений, но и увидеть в созданное культурой окно в большой мир и сделать на основании увиденного определенные выводы! Клуб был наиглавнейшим очагом культуры для поселка, и именно в малых селениях очень много одарённых детей. И притом ведь действительно, культура как и забота о собственном здоровье должны прививаться с детства. И не просто национальная культура, а мултикультура, особенно в связи с диверсификацией рынка труда Сахалина иностранцами...


Государственное устройство, политические партии

Поселковый совет находится в здании прежнего детского сада. Флаг, символ государственности - можно иногда наблюдать на поссовете.
При характеристике местного руководства можно отметить следующее: дело всё в том, что очень многое зависит от того, как относятся жители к власти и от наличия гражданской позиции каждого жителя. В жизни часто приходится сталкиваться с отношением, когда по-сути играют принципы – «моя хата с краю», или «оно мне надо?» «всё равно не получится!»? В этом случае люди сами себя настраивают на отрицательную реакцию власти, а соответственно и предложение идей идёт некачественное или они напрочь отсутствуют. Ругать власть конечно все горазды, мне тоже на протяжении данной статьи приходится формировать свою точку зрения в критическом контексте. Самое важное понять, что только творческий подход к любой ситуации может сдвинуть глыбу взаимного недоверия, тем более в условиях развития. Если войти в положение губернатора - ему так же не хватает творческих, инициативных и идейных жителей районов, которые способны анализировать управление районом, организацией, домашним хозяйством и при этом оказывать пользу обществу. Поэтому пока и приходится слышать о взаимоувязке качества жизни населения с образованием руководства и самого населения.
Управление региональным развитием требует профессиональных навыков, отличных от тех, которые сегодня типичны для регионального технократа или бюрократа, и естественно влечёт за собой поиск новых способов управления для регионального правительства, которое коренным образом отличается от прежнего. В этом плане руководство на местах, осуществляя стратегическое управление, должно не только работать вместе с населением региона (особенно в частном секторе), но и тесно связывать свою деятельность с формированием синергетических агломераций (взаимовлияющих и взаимообусловленных - те же многоэтажные комплексы жилья), созданием взаимодействующих сетей и современной инфраструктуры, способствующих конкурентоспособности.
Для моделирования развития экономики региона источниками разнообразных сценариев могут быть подходы к решению существуемых проблем; изначальные идеи, концепции развития; отдельные крупные проекты; упрощения и условности в модели; неопределённость внешних факторов и критериев; практически значимые аппроксимации и интерпретации идеализированных оптимальных решений.
Источниками же концепций, идей и проектов служат:
- программы развития, разработанные как документы в администрациях области, города, района;
- программы реконструкции и развития предприятий;
- разнообразные предложения экспертов и представителей общественности.

Вот именно здесь и должны проявляться творческие наклонности общественности плюс способность организовать свои проекты и идеи.

Экономика, транспортные коммуникации

Разработка глубоко обоснованной долгосрочной стратегии развития региона является настоятельной задачей сегодняшнего дня и имеет прямое отношение к текущим процессам повседневности. При этом экономика России находится далеко от границы своих производственных возможностей и имеет существенно больший выбор направлений развития. Однако, реализовать это преимущество можно лишь в долгосрочной стратегии, которая, по-видимому, не должна повторять траекторию развитых стран. Современная теория регионального развития основана на конкурентной экономике, так как этот тип нацелен на высшие стандарты, достигаемые посредством конкуренции на мировом рынке. Сущность этого подхода нацелена на активную роль правительства (страны, региона) в отношениях с бизнесом для поиска и формирования наиболее эффективных производственных комплексов - региональных кластеров, охватывающих или затрагивающих все сферы жизни в регионе - экономическую, экологическую и социальную. И это требует именно долгосрочной стратегии действий.

В целях продления жизни на планете Земля разработка долгосрочной стратегии региона должна проводиться в рамках официально признанной мировой общественностью парадигмы устойчивого развития (Sustainable Development) выраженной в "Повестке дня на XXI век", и принятой на конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

Для неё характерны требования всё более ограниченного природопользования и налаживания циклов воспроизводства природных ресурсов и "чистой" природной среды (природного капитала), что вместе с социальным капиталом, накопленными знаниями и способами их передачи должно создавать условия существования и развития будущих поколений. Такие требования могут быть выполнены лишь на основе использования научно-технических достижений, т. е. при высокой инновационной активности.

В этом случае инновационные процессы рассматриваются как инструмент повышения эффективности экономической деятельности путем осуществления разного рода качественных изменений, приводящих к успеху на мировом и региональном рынке. Они вызваны к жизни естественным образом острейшей конкурентной борьбой компаний на рынках сбыта и в настоящее время становятся базовыми стратегиями бизнеса, в которых знания вместе с социальным капиталом создают конкурентные преимущества отдельных стран и регионов в большей степени, чем их природные ресурсы, становятся основными источниками благосостояния и развития.

В течении длительного периода времени региональное развитие рассматривалось с точки зрения материального подхода. Строительство новых физических объектов, таких как фабрики и дороги, признавалось самым важным вкладом в развитии региона. Теперь же концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но также и в практической сфере во все возрастающем числе стран.


Инновации включают новые продукты, новые технологии, новые способы коммерческого использования товара, освоение новых рынков сбыта, использование новых источников сырья и другие качественные преобразования, изменяющие сложившуюся экономическую ситуацию.


Концепция устойчивого развития должна отражать реальную социо-эколого-экономическую ситуацию в регионе. В конкретной ситуации большинства регионов России мерами по достижению их устойчивого развития являются: структурная перестройка экономики, решение социальных проблем, улучшение качества окружающей среды. Регион рассматривается как открытая система, разделённая условно на три подсистемы: экономическую, природную и социальную.


Основной проблемой развития экономики России как многорегиональной системы является анализ возможности удвоения ВВП страны к 2010 г. по сравнению с 2000 г., а также последующего удвоения к 2025 г. и необходимых изменений межрегиональных пропорций. Современная Россия не обременена необходимостью осуществления в прежних масштабах военных расходов и неэквивалентного товарообмена с бывшими союзными республиками, а также странами бывшего соцлагеря и рядом стран третьего мира; обладает при этом инновациями, играющими важную роль в экономике.

Это небольшое отступление вкратце характеризует ориентиры современного способа управления развитием экономики, продолжу свой дальнейший анализ проблем на примере развития одного из рабочих посёлков Сахалинской области.


Транспортные коммуникации. Асфальтовая автомобильная дорога с Ноглик до Катангли проложена почти до середины посёлка Катангли, приблизительно до 8 котельной (когда-то отапливающей магазины и улицу Нефтяников, 6-я котельная - улицу Советскую). Трагедия как и для всей России - ямочный ремонт дорог некачественный, обычно просто битумом заливают. Дорога от Южно-Сахалинска начиная с Взморья – грунтовая. Единственно на чём хотелось бы остановить ваше внимание, это на том, что если есть дорога, то должно происходить эффективное развитие местности, на примере посёлка Катангли мы видим обратный процесс – дорога существует с целью выселения посёлка и уничтожения части социального капитала - социальной сферы, ну если не брать в расчёт рабочую зону промысла, конечно. Дело в том, что транспортные коммуникации, в которые вложен не один миллион рублей - бросать просто так нельзя, надо продумать если не план развития посёлка, то его инфраструктуру производственную и соответственно социальную в плане обслуживания рабочей зоны. Возможно в будущем, это окажет решающее значение на формирование структурной экономики региона.
Хочется отметить ремонт портпункта Кайган, теперь частное владение. Местные жители жалуются, что его огородили колючей проволокой и никого не пускают. Яхт из местных, к сожалению, никто не имеет, а вот моторные лодки приходится хранить по-прежнему во дворах или знаменитых кайганских сейфах. Территория портпункта для них пока закрыта, хотя в принципе, можно зарабатывать дополнительный доход на охране частных маломерных судов. Сейнера не заходят уже давно, хотя ранее Кайган использовался, как укрытие от шторма. Рыбаки живут по-прежнему на Кайгане во времянках.
Вертолётная площадка, что ранее использовалась для доставки вахтовых рабочих ныне не действует и находится в разрушенном состоянии. В Ногликах построен великолепный, являющийся лидером в области по технической оснащенности аэропорт (ОАО "Аэропорт Ноглики"), пока недействующий для пассажирских перевозок. Интересная ситуация сложилась при создании этого проекта, когда проявленная смекалка устроителей проекта, организовавшего обеспечение современной системой безопасности работу аэропорта и авиатранспорта вызвала непродуманную отсрочку приёма в эксплуатацию объекта. Эта ситуация является примером способности использовать инновационные подходы Ногликцами и скорее всего благоприятно скажется на эксплуатации объекта в будущем, тем более в условиях сложных природных условий Ноглик, но одновременно служит показателем недальновидности работников системы экспертизы, отложившей приёмку по причине несовершенства стандартов. Выгоду в том числе и материальную от этой ситуации приобрели железнодорожники, остальные, включая местное население получили лишние хлопоты и потерю потенциального рабочего времени. Однако, в настоящее время предприятие все же принимает ведомственные самолеты типа Ан-26, Як-40 и вертолёты на полосу с асфальтовым покрытием. Асфальт при реконструкции изготавливался на передвижном асфальтовом заводе на территории аэропорта, приобретённого специально для этой цели. Генеральными подрядчиками данного мероприятия выступали компании "ТрансстройСахалин" и "Сахморнефтемонтаж". Стоимость проекта по реконструкции аэропорта составила почти сорок млн. долларов США, при первоначально планировавшихся 24. В 2007 году государство планирует выставить на продажу часть своих акций данного предприятия.

В Ногликах находится крупная узловая железнодорожная станция, обслуживающая пассажирские и грузовые перевозки. Конечная станция современной железнодорожной линии, проложенной с Южно-Сахалинска. Хотя в принципе её можно было соединить далее с Охой.

Гараж (Ногликское управление технологического транспорта ныне транспортный отдел НГДУ "Катанглинефтегаз") стоит сейчас просто как объект недвижимости. Машины с 2006 года "уходят" - (видимо распродаются или отдаются частникам). Хочется остановиться ещё на одном отделении НГДУ - энергопоезде ( производство пара с целью разогрева нефтяных пластов). Так вот, в этом подразделении удивило более всего то, что когда его сооружали в 1980-м году, то основное оборудование устанавливалось производства ориентировочно середины 60-х годов. Так и крутят до сих пор женщины-операторы вентили полуметровые. Конечно физические нагрузки никому не помеха в умеренных пределах, но вот оборудование давно подлежит модернизации, как и повышение квалификации персонала. Правда, ходят разговоры о том, что его собрались закрывать - только для какой цели?
Битумный завод, когда-то функционирующий в посёлке: в детстве он радовал мою экономическую смекалку и навевал огромные перспективы развития посёлка. Теперь он разрушен, стоит без окон, без дверей. Мерники, ёмкости, и прочего инвентаря в настоящее время уже нет, - всё подвергнуто демонтажу с последущей ликвидацией. Битум возят из Южно-Сахалинска.

Примером экологических непродуманных решений может служить не только радиационная обстановка и периодические розливы нефти, но и утилизация мусора. На острове проблема с мусороперерабатывающими заводами, которые до сих пор так и не смог поставить в области тандем бизнеса и местного руководства. Мусорная свалка в Ногликском районе, как отмечают местные жители очень хорошо и грамотно функционирует, называется она сейчас "Полигон-Эко". Район современной свалки между Ногликами и Катангли – великолепное место для проекта мусоропереработки, с учётом дальнейшей переработки захоронений сваленного мусора. Сбор и переработка мусора со всей центральной части острова может стать прибыльным проектом и позволит дополнительно привлечь доходы в бюджет. Продуманность транспортировки, экологическая безопасность контейнерной упаковки и транспортировки смогли бы решить массу проблем с санитарной обстановкой не только Ногликского района. Как альтернатива, вспоминаются те деревянные ящики, в которые приходилось выносить мусор в детские годы и тот трактор с металлическим прицепом, в который вручную собирались отходы по Катанглийским помойкам специальными работниками. Завод, конечно более лучший и экологически безопасный выход из положения. В 2000 году уже был опыт общения администрации г. Южно-Сахалинска с японской компанией "Иточу Корпорейшн" у которой есть не только опыт утилизации бытового мусора, но и с помощью этого ещё и вырабатывается электроэнергия и тепло (ТЭЦ). http://www.sakhalin.info/search/783/?text=%EC%F3%F1%EE%F0%EE%EF%E5%F0%E5%F0%E0%E1%E0%F2%FB%E2%E0%FE%F9%E8%E9+%E7%E0%E2%EE%E4&search=search&x=23&y=10 Ещё большая актуальность состоит в том, что электроэнергия в посёлке и на промысле вырабатывалась ПАЭС, которая с 2001 года уже не функционирует, а теплоэнергия двумя полуразрушенными котельными. Персонал, думаю, с удовольствием перейдёт работать на новое, более модернизированное предприятие. Ожидаемым результатом в случае осуществления этой идеи является снижение доли газа в балансе топлива, потребляемого электроэнергетикой, тем более в условиях приближающегося ресурсного голодания. Положение же Дальнего Востока стимулирует широкие экономические связи с Азиатско - Тихоокеанским регионом (АТР) - важным центром мировой промышленности и торговли. Это должно позволить привлечь к инновационным проектам высококвалифицированных специалистов и инвестиционный потенциал.
Хочется остановиться на работе единственного, теперь электроэнергетического предприятия Ногликского района Газотурбинной станции (НГЭС). На общественных слушаниях по строительству Ногликской Газовой Электрической станции представители строительства объясняли, что по проекту, кроме выработки электроэнергии, должен идти обогрев квартир и подача горячей воды. Но НГЭС вырабатывает только электроэнергию, горячую же, отработанную воду сливают в котлован. При этом, обогреваются квартиры до сих пор отдельными котельными, а горячую воду население нагревает личными газовыми колонками. Турбины установленные на станции, бывшие в употреблении, после капитального ремонта. Потребители жалуются на дороговизну энергии. Качество получаемой электроэнергии потребителями не соответствует требуемому напряжению. Поэтому, проблем недоведённых до конца со строителством НГЭС хватает, и естественно, что возникает вопрос, способно ли предприятие - банкрот решить их?

В своё время станция телевещания, которая сотворила переворот в нашем посёлке, когда появилось окно в мир информации с помощью тех же разработок Грабовского, подтвержденных с помощью видеокартинки. Так вот её перенос в Ноглики и строительство огромной тарелки, на меня в тот момент произвело впечатление реального научно-технического прогресса. В то время казалось пределом мечтаний, иметь телевизор и наблюдать за миром сквозь призму современных аналитиков. В настоящий момент пределом мечтаний в посёлке являются IT - технологии. К примеру, мобильная связь работает местами, отсутствует высокоскоростной Интернет, который позволил бы развить в катанглийцах не только социальную активность, мобильность, но и уверенность в завтрашнем дне посредством его образовательной функции.

Торговля. После приватизации, основным производителем в этой сфере считался предприниматель Ефанов, однако не так давно он свои магазины продал. Ивана Ефанова по всей видимости разоряли местные неактивные элементы на продаже водки в рассрочку. Думаю для этой ситуации надо было оформлять населению потребительское кредитование через банк, таким образом можно было решить несколько задач - использование в торговле (и прочих сферах) услуг IT-технологий и привлечение населения к безналичным расчётам, что однозначно привело бы к совершенствованию контакта население - банк, а соответственно потребительской активности и вскрытию теневой экономики в сфере торговли. В настоящее время ИП Ефанов занялся пассажирскими перевозками – можно сказать, что с уровня Катангли перешел пока на региональный уровень – такси и автобусы закупает целыми партиями, интересно в лизинг, кредит или рассрочку? Смотри Ваня, не разоряй банки, а сотрудничай! (Я ему кажется, припоминаю ту щуку, которой он меня в детстве дразнил с Елизаветой!!). Сейчас основная торговля посёлка сосредоточена в руках предпринимателя Патратий.
Возможно это покажется смешным, но мне в последнее время, как прогнозисту, после видимо закономерной включённости в процесс Катанглийского развития снятся сны с многоэтажными домами в Катангли. Думаю, что возможно в этом столетии сны прогнозиста сбудутся, тем более, что дороги должны играть своё прямое назначение – обеспечивать мобильность как населения, так и экономики. Возможно, проанализировав идею и нефтеперерабатывающий завод можно поставить, современный, на основе новых технологий и инноваций. Тем более, что с точки зрения транспортировки удобное место - относительно одинаковое расстояние до севера и юга Сахалина обеспечивало бы недорогую стоимость доставки бензина, солярки, а также её производства ввиду близкой расположенности к источникам сырья. Некоторые эксперты высказывают своё мнение, что более рационально поставить несколько мини-НПЗ на всём острове. Для обеспечения условий повышения эффективности ТЭК и совершенствования топливно-энергетического баланса необходима поддержка независимых нефтепереработчиков, в условиях Сахалина этот вопрос особенно актуален по причине недостатка, так и высоких цен на ГСМ. Так, среднестатистическое транспортное удорожание по сравнению с европейскими районами составляет от 50% на юге до 10 раз на севере Дальневосточного региона. Сегодня же на Сахалине в части обеспеченности ГСМ прослеживается теория господина Бюжэ: "пусть хлеб будет дорог", т.е. пусть его будет мало: дела земледельцев пойдут хорошо. (теория недостатка Ф.Бастиа "Экономические софизмы" с.12)
Как известно, огонь своей бесхозяйственности жители посёлка имеют честь лицезреть в посёлке регулярно, поэтому пора перерождать огонь сырьевой экономики в дым от переработки, чистый, без экологических последствий, производя готовую продукцию и поддерживая уровень производительных сил, а вместе с этим и уровень своей жизни! Это конечно всё полемика, но как известно, дыма без огня не бывает.

Достопримечательности

Посреди поселка по-прежнему виднеются нефтяные баки вспомнить страшно какого года постройки. На Кайгане, говорят происходит частичный демонтаж нефтехранилищ (на снимке).
Прямо с улицы Советской видна морская нефтяная платформа Лун-А. От прошлой Советской по сравнению с 80-ми годами осталось 50%.


Местные жители отмечают пользу от инвестроров: построили аэропорт, восстановлены Горячие ключи (место отдыха и лечения минеральными источниками) с помощью муниципалитета и предпринимателя Горюновой.
Ныш стал пунктом перегрузки для шельфовых проектов, благодаря этому станция приняла болеее экологически приемлемый вид.

Общая тенденция

Приоритеты развития рабочих поселков Сахалина стандартны, совпадают с динамикой развития Катангли. В проводимой политике винить некого, сама жизнь и экономика подсказывает такой шаг действий как политиков и промышленников так и вводит в недоумение учёных-экономистов. Но, проанализировав социальную эффективность, географическое расположение, приоритеты развития области можно сделать вывод о том, что тенденция развития и перспективы малых рабочих посёлков вскоре будут пересмотрены с отрицательной динамики на положительную. Тем более, что многие, с кем приходилось общаться по этому вопросу видят перспективу. Будем надеяться, что пример Катангли станет той вдохновляющей силой, которая за собой подтянет остальные бесперспективные казалось бы малые селения…
Однако, теория Шумпеттера нам подсказывает, что быть может, это созидательное разрушение!


Используемая литература:



- Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / Под. ред. В.И. Гурмана, Е.В. Рюминой. - М.: Наука, 2003. - 175 с.
- Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы/ К.К. Вальтух, А.Г. Гранберг, А.А. Дынкин, П.А.Минакир, и др. ; отв. ред В.В.Ивантер. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 592 с.
- http://www.sakhalin.info/ 1 февраля 2000 г. "Японцы построят мусороперерабатывающий завод. Мэр областного центра вернулся из деловой поездки по Японии вместе с представителями жилищно-коммунального хозяйства Южно-Сахалинска."
- http://nogliki.com/ фотоматериалы
- Фотоматериалы также любезно предоставлены С. Наумовой, Д.Петуховым, М.Домниной, Е.Онушко.




Огромная благодарность моим одноклассникам и друзьям, принявшим активное участие в формировании данного материала : Ю.Асовскому, И.Никоновой, А.Никонову, С. Наумовой, М. Домниной, Л.Бабковой и др.




Мнение официальных органов и аффилированных лиц можно прочесть здесь: http://regiondevelopment.blogspot.com/2007_09_20_archive.html

Ноябрьский, 2007 г. фоторепортаж о Катангли можно посмотреть здесь: http://picasaweb.google.com/s.a.yakush/KatangliSakhalinRegionRussia#
 и здесь: http://www.outdoors.ru/russiaoutdoors/index9.php?id=11013

Сентябрьский, 2009 года фоторепортаж о Катангли можно посмотреть здесь:
http://ostrov65.com/sakhalin/noglikskiy-rayon/Katangli/

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
г. Железнодорожный, Московская область, Russia
Моя специализация: Экономика и управление народным хозяйством, финансы и кредит