Автор в данной интернет-книге публикует статьи различной региональной направленности как факторах развития российской экономики связанных с управлением развития в стране, пространственных условий и трансформации социально-экономического пространства России и экономического роста. Делаются попытки исследования зарубежных стран с помощью российских научно-познавательных источников. Основные подтемы блога: региональная экономика, философии управления, глобальные отношения и взаимозависимости и др. взаимодействия экономической политики регионов и результатов управленческого труда.

Мой список блогов и сайтов

среда, 15 августа 2007 г.

Кан и Канны

Путешествия по интернет-сайтам Сахалинской области в поисках истины по проблемам своей младшей сестрички навели на размышления по проблемам региона, с которыми хочется поделиться с бывшими земляками в целях внесения определённого вклада в развитие Сахалинской области.

Нынешняя тенденция обсуждения внешней политики государств с конкурентами многополярного мира говорит, прежде всего, об усилении процесса глобализации в политических отношениях, однако многополярность также не отрицает и лидерство одного из центров силы. Лидер это тот, который способен не только занимать собственные лидирующие позиции в мировой экономике но также определять, и воздействовать на политику развивающихся и развитых стран.
В условиях, когда в обществе крайне слабы коммуникативные механизмы или жесткая статусно - стратификационная система - разрыв между ценностными ориентациями воспроизводит напряженность и предпосылки социального конфликта. Понятно, что в таких условиях, доминирующим типом социального поведения оставалось выживание, сохранение сложившегося социального статуса, связей в микрогруппе, низкого уровня удовлетворения первичных потребностей. Причем это было связано не только с тяжелым экономическим положением (кризис топливно-сырьевых и инвестиционных секторов, деградация потребительских отраслей), но и потому, что у многих людей исчезли жизненные ориентиры, которые могли бы лечь в основу долговременной личной стратегии, что блокирует повышение качества жизни, запуск механизмов социальной адаптации. Формирование типа работника и предпринимателя, ориентированного на индивидуальный, в том числе и материальный успех, является важным условием для становления механизмов социальной активности в рыночной экономике.

Однако, преобладающая и устойчивая традиционалистская система ценностей обуславливает преобладание работников, с установкой на небольшой, но гарантированный заработок, позволяющий сохранять привычный образ жизни, порождает отсутствие механизмов, ориентированных на движение между социальными группами, на повышение статуса личности – что и является главным препятствием для мобилизации огромных потенциальных возможностей, заключенных в человеческих ресурсах.
 
Таким образом, встает вопрос восстановления управляемости - т.е. способность понимать и прогнозировать логику развития; формировать цели, свойственные приоритетам развития, как экономики, так и личности; организация достаточного потенциала для мобилизации материальных, финансовых, организационных и других ресурсов; соответствие технологиям социально-экономического развития. Основными же инструментами воздействия на воспроизводственные процессы выступают помимо законодательных норм, экономические, социальные (в т.ч. образовательные) и политические инициативы, проекты и целевые программы.


Кажущуюся заброшенность островов, можно объяснить тем, что годами формировалось сознание населения, как принудительным исполнением каторжных работ, так и впоследствии территорией, на которой действовали порядки закрытой пограничной зоны, что негативно действовало на сознание и активность сахалинцев. Это естественным образом лишало их определенной степени свободы в становлении стратегических жизненных планов, и целеустремлений, повышении своего культурного уровня. Международная интеграция по Сахалинским проектам подняла социальную и предпринимательскую активность на Сахалине посредством создания основы конкурентной среды, это стало способствовать пересмотру жизненных позиций местного населения, что говорит о заинтересованности наиболее образованных слоев общества в дальнейшем развитии и освоении островных территорий.
 
В настоящий момент позитивные изменения на острове от реализации международных проектов дают о себе знать все больше и больше. По сравнению с прошлым столетием поток грузовых и пассажирских перевозок по Сахалину стал более интенсивным, наблюдается значительный рост владельцев автотранспорта, а также экстенсивность использования данных видов транспорта. Однако, асинхронность развития автопарка и дорожного хозяйства, этих жестко сопряженных областей - главный источник напряженности в развитии автомобильного транспорта и излишних потерь ценнейших энергоресурсов, так как энергозатраты на автотранспорте в условиях грунтовых дорог выше, чем на капитальном новом асфальтобетонном покрытии в 4 раза. Государство обязано организовать создание островитянам основы развития - транспортной инфраструктуры, это обеспечит приток инвестиций на весь Дальневосточный регион, позволит улучшить демографическую обстановку данных регионов и в конечном счете докажет способность России определять и воздействовать на экономику и политику индустриально - развитых стран, также как и занять собственные лидирующие позиции в мировой экономике.

Развитие транспортной системы, соединение мостовыми переходами Курильских островов, Японии с Сахалином, Сахалина с материком и далее через Чукотку с США - замечательная и перспективная идея, основанная на реальном развитии международных контактов. Это можно объяснить многими причинами, основные из них состоят действительно в геополитическом контексте – соединение будет способствовать снижению напряженности по островной проблеме в настоящее время. При разумной экономической политике - поток транспорта и увеличившаяся мобильность населения будет способствовать дальнейшему экономическому развитию и освоению островов и всего Дальневосточного региона, что позволит усилить международные связи, обмен опытом, развитие промышленности на острове посредством создания новых, технологически более развитых производств и приведет к более активной производительной и образовательной способности населения. В дальнейшем, при давлении планетарных проблем на мировое сообщество, придаст большую централизацию стран. Подробно об идее соединения транспортными переходами Евразии, Японии и Американского континента можно прочесть здесь: http://www.km.ru/magazin/view.asp?id={D1981BB0-87F7-42F9-B50F-F16530CEFA87} и здесь : http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=6d59f715-47c3-4954-841c-31ea5fc6a9b0&_Language=ru

Необходимо отметить, что у нас в стране, несмотря на наличие кризисных явлений в экономике на протяжении целого ряда лет, развитие и автомобильных перевозок, и автомобильного транспорта происходило достаточно быстрыми темпами. Однако эти процессы мало повлияли на темпы роста самой автомобильной отрасли. В целом, по данным Мирового банка, на сегодняшний день общая мировая тенденция такова, что объём перевозок растёт быстрее, чем валовой национальный продукт. Это определяет эту сферу экономики как одну из приоритетных.
Всего по прогнозам в 2010 году в США будет действовать 6,2 млн. км автомобильных дорог; в Азии будет построено 2,98 млн км; в Европе - 3,6 млн км, из которых 600 тыс. км будет приходиться на Россию. К 2010 г. Число транспортных средств у нас возрастет в 1,5 - 1,6 раза. На сегодняшний день около 20% наших автомагистралей работают в режиме перегрузки. Это приводит к огромным экономическим потерям. Все вопросы, связанные с эффектом от развития дорог, эффектом от инвестиций в автомобильные дороги, весьма сложны. Наиболее яркий показатель - это скорость перевозки. Например, если оптимальная скорость транспортного потока составляет порядка 70 км/час, при её снижении до 20 км/час стоимость перевозок возрастет в 1,5-1,6 раза. Это очень существенно, особенно для нашей страны с её огромными территориями и гораздо более длинными растояниями средней перевозки груза. Еще больший ущерб наносит простой в пробках, каждый час, потерянный тяжелым грузовиком, приносит существенный ущерб. Если говорить о какой-то количественной оценке, есть один важный показатель - ровность покрытия. Так, например, стоимость перевозки возрастает при переходе с дороги уровня автомагистрали на гравийную дорогу в 1,5-1,7 раза. Наибольший ущерб ощущает отечественный агропромышленный комплекс, где при перевозках доля транспорта в себестоимости продукции превышает 50%. Таким образом, конкретные цифры говорят о том, что уровень развития автомобильных перевозок может оказать существенное влияние на общий экономический климат в стране.

По некоторым замечаниям в адрес руководства нашего государства хочется сказать одно - в идеале государство и рынок должны взаимно дополнять и регулировать друг друга, в целях повышения производительности экономики. Однако, рыночная экономика не обеспечивает наилучшего распределения выгод. Модель совершенной конкуренции - когда экономические изменения – это расширение или свертывание производств, в ней и прибыль практически сводится к нулю. Немедленно исключить государство из экономики путем приватизации собственности и прекращения субсидий, снятия контроля над ценами и тарифами, уменьшения государственных расходов для сокращения дефицита и таким путем стабилизации стоимости национальной валюты это - простейшая программа перехода к рыночной системе, где важную роль играет фактор времени, как в динамике развития любой системы.

И еще на ум приходят аналогии из области стратегического менеджмента, которые с успехом можно применять и на стратегическом финансовом менеджменте наших предприятий. К примеру, простые законы международного рыночного поведения гласят, если целью стратегии является простое поднятие имиджа страны, то основной упор будет делаться на текущей прибыльности и имидже роста, созданном с помощью СМИ, публичных заявлений и отчетов. В этом случае главная задача обеспечить привлекательность страны для частных и корпоративных инвесторов. Если же рассматривается вопрос эффективного инвестирования экономики, то требуется нечто большее, чем «имидж», потому что перед принятием решения об инвестировании, все операции будут подвергнуты тщательной проверке со стороны инвестора. Поэтому реальный имидж нужно подкреплять доказательствами внутренней эффективности и внешними конкурентными преимуществами экономики на долгосрочную перспективу, как то: рост, стабильность, оборот, объем знаний, возраст активов.
Однако, каждая система должна пройти определенную фазу развития, к примеру, в науке обобщенный процесс эволюции общенаучных парадигм: механистическая – энергетическая – информационная - организационная. Также и у человека – судить необходимо с точки зрения динамики развития как личности, так и профессиональных качеств, только в этом случае возможно обретение истинного самосознания – соединения трансцендентного и личного. Впрочем где она, истина (вечный философский вопрос), у каждой страты общества как и различных экономических систем она своя. Однако, тектологический закон наименьших подтверждает, что движение действительно определяется по отсталому сегменту. Поэтому и создается впечатление непрофессионализма, соответственно выход у всех систем – один - эволюционный процесс, предполагающий в том числе и образовательную составляющую. Развитие Южного Сахалина - это исторически сформировавшаяся тенденция, в связи с этим вспоминаются первоначальные факты из развития японцами острова и дальнейшим погромом русскими данных предприятий. Однако, вне сомнений и то, что Россия внесла больший вклад в развитие острова Сахалин и Курильской гряды. Япония всегда деликатно относилась к российским интересам. На данный момент таким же образом деликатность японцев и российское желание принять активное участие в инвестиционных проектах в целях приобретения опыта и знаний, способны развить данный регион в общих интересах. Однозначно, что за инвестиционным форумом в Каннах придет очередь других форумов, конкурсов, способных привлечь инвестиции и для таких глобальных проектов мирового хозяйства, как соединение Евразии и Америки, так как это сознательная и рациональная деятельность, иными словами - политика. В то же время политика - это деятельность, направленная на интересы тех, на кого направляется власть. Реальное воплощение в жизнь подобных инвестиционных проектов, думаю, сможет заинтересовать современное и будущие поколения в своей культурной и социальной адаптации в обществе.
При обращении к теоретикам глобального прогнозирования приходят на ум не только подобные аналогии, но и глубоко оптимистичное настроение ученых. Обсуждая в этой связи проблемы, стоящие перед человечеством в знаменитой работе "Следующие 200 лет", где одним из соавторов являлся Г. Кан, ученые отмечают, что рассматриваться должна идея растущего мира, который движется не к гибели, а к процветанию и изобилию. Обсуждая проблемы, стоящие перед человечеством, ученые приходят к выводу, что "хотя вероятность переселения, голода, нехватки ресурсов, загрязнения окружающей среды не может быть отвергнута, они должны рассматриваться как временные явления, с которыми сталкивается общество, а не как неизбежный удел человека". При этом основные трудности, связанные с решением данных проблем, коренятся в политике, в излишне плохом управлении, а иногда просто в невезении. По мнению Г. Кана и его сотрудников У. Брауна, Л. Мартеля человечество разрешит все проблемы, если только приложит достаточные для этого усилия и даже человеческая мечта об "эгалитаристской утопии на Земле" может вскоре стать близкой к осуществлению. Подобную точку зрения разделяет и Дж. Саймон, который писал: "Энергия и энтузиазм, а также разум и дух составляет твердую надежду на экономическое будущее точно так же, как они спасали нас в прошлые века. При действии этих сил мы оставим более богатый, безопасный и прекрасный мир нашим потомкам..."
В настоящий момент и всегда развитие Дальневосточного региона, как и всего мирового сообщества необходимо для продления человеческой жизни на планете Земля. И для этих целей должны быть задействованы как интернационализация хозяйственная, так политическая, и духовная жизнь человечества. Думаю именно сегодня, наши действия определяются поставленной целью на далекую перспективу.

Якуш Светлана Анатольевна, выпуск 1983 года Катанглийской средней школы. Аспирант Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.


Используемая литература:

· Белоусов, А. Р. (2006). Эволюция системы воспроизводства российской экономики: от кризиса к развитию. Москва: МАКС Пресс.
· Косов Ю.В. В поисках стратегии выживания: Анализ концепций глобального развития. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. - 120 с.

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
г. Железнодорожный, Московская область, Russia
Моя специализация: Экономика и управление народным хозяйством, финансы и кредит
Восточный коридор развития
Российская академия наук