Автор в данной интернет-книге публикует статьи различной региональной направленности как факторах развития российской экономики связанных с управлением развития в стране, пространственных условий и трансформации социально-экономического пространства России и экономического роста. Делаются попытки исследования зарубежных стран с помощью российских научно-познавательных источников. Основные подтемы блога: региональная экономика, философии управления, глобальные отношения и взаимозависимости и др. взаимодействия экономической политики регионов и результатов управленческого труда.

Мой список блогов и сайтов

пятница, 9 января 2009 г.

Путешествие по экономическому пространству Беларуси


"... Така гарна країна, така тіхенькая... " Конечно, Беларуску мову я уже успела подзабыть, но вот посетила Беларусь в конце ноября 2008 года с большим интересом и любопытством. О размышлениях, которые навеяло на меня это государство хочу попробовать поразмышлять. Какое развитие получила страна, как изменилось общество, насколько реальна эффективность государственного регулирования экономики в условиях Беларуси? Эти вопросы меня более всего и интересовали. И вот какими я увидела экономику и общество Беларуси.

М.Фридмен утверждает, что идеальная рыночная экономика это система, в которой совершенно независимые экономические субъекты руководствуется собственными интересами и для достижения своих частных целей вступает в отношения добровольного и взаимовыгодного обмена друг с другом. Уважение труда, равноправие интересов бизнеса, человека и власти способно совершать не только структурные сдвиги в экономике посредством цивилизованной конкуренции, но и предполагает поиск новых перспектив и стратегий как на уровне власти, так и среди бизнес-сообщества и сам человек ощущает свою значимость и становится более ответственным к себе, своему имиджу, как части общества. Уже позднее, анализируя определение идеальной рыночной экономики, понимаешь разницу между Россией и Беларусью. Социальные противоположности в экономических системах сохраняются в любых условиях, и противоречия продолжают быть источником их развития и совершенствования. Однако нация не способна осуществлять экономический прогресс в условиях обострения социальных противоречий, которые всегда имеют экономический аспект решения. В то же время большинство экономических проблем носит социальный характер, что и определяет единство экономического и социального развития.
Загоняя себя в административный ресурс государство угнетает экономическую активность населения, которая в последствии выражается излишней социализации общества – это тупик, в условиях Беларуси, где всегда остро стоял вопрос обеспечения экономического роста национальной экономики в условиях административного контроля цен и излишнего налогового и административного пресса бизнес - сообщества. И будет стоять также остро, вследствие скудости характеристик и параметров природно-ресурсных факторов, показателей технико-технологического уровня и спецификой психологического генотипа экономической системы национальной экономики.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса подобные недочеты в функционировании экономики Беларуси могут принести перемены в политической жизни в межстрановом аспекте, как результат недостаточной инвестиционной среды для бизнеса и ущемления элементарных экономических прав деятельности человека на территории Беларуси. Создание же эффективной системы экономического режима Беларуси может стать гарантом стабильного эволюционного развития Беларуси как демократического европейского государства с рыночной экономикой, которая и определит способность экономики к гибкому реагированию на открывающиеся «окна возможностей», ее устойчивость к разнообразным шокам, повысит управляемость экономики, достигаемую в рамках современных демократических процедур.

Большинство ученых отмечают, что политика - это сознательная и рациональная деятельность. Между тем имеется достаточное количество данных, говорящих о том, что в политических действиях отдельных лиц, групп людей и даже больших масс могут существенную, а иногда и преобладающую роль играть иррациональные, эмоциональные факторы. Последние все больше становятся предметом научных исследований, в частности по проблемам политической психологии, в которых предпринимаются попытки учесть иррациональные моменты в поведении того или иного государства, с тем, чтобы использовать как дополнительный материал для прогнозирования развития государств на основе общих тенденций и закономерностей.


Экономические пейзажи путешественника по Беларуси


С чего начинается государство? Государство начинается с общества. Каково общество такова и политика государства. Какова политика государства, такова и экономика. Казалось бы все просто, но… выводы, которые мне пришлось сделать в результате обычного путешествия говорят, что если экономика слабая, то и политика страдает.

Путешествие началось еще в Гомеле, когда ранним утром мы оказались на столь знакомой привокзальной площади. Когда – то давно эта страна меня поразила высокой культурой обслуживания в сфере торговли, огромным изобилием товара в магазинах, аккуратностью улиц и поселений. Надо отметить, что некоторое спокойствие можно ощутить и до сих пор в белорусских поселениях. Но в современное время это спокойствие выражается в каком-то угнетении человека. Или даже нет, не угнетении, а заброшенности человека теми экономическими условиями зарегулированности экономики и царящего страха в глазах местных жителей – боязни сказать лишнее слово, высказать свое свободное мнение. Зато у белорусов в беседах получаются неплохо аналогии сравнения. Это качество положительное, но создается впечатление, что сравнивая друг друга и особенно сравнивая уровень жизни в странах, белорусское общество не видит перспективы для себя.

Итак, наблюдения… Народное хозяйство тем и отличается, что его можно наблюдать не выходя из автобуса, поезда, автомобиля. Так у меня собственно и получилось во время этого кратковременного путешествия.


На первый взгляд, белорусская экономика стала еще более открытой для иностранных прямых инвестиций, потому что на протяжении всего путешествия знакомые российскому гражданину торговые марки не просто навевали благосклонное отношение к государству, но и подымали настроение созданными пока немногочисленными совместными предприятиями. Привокзальная площадь Гомеля и железнодорожный вокзал поразили своей темнотой, серостью, сыростью, отсутствием жизнерадостного настроения и улыбок многочисленных коробейников однотипного товара. Причем этот однотипный товар характеризует практически все торговые точки, размещенные в сфере транспорта – стоят этакие озлобленные на покупателей продавцы, у которых видимо от этого и идут плохо продажи - в этаких серых кофтах и нескромно оценивают приходящих покупателей.
Железная дорога от Гомеля до Речицы – настолько медлительна, что просто действительно поражает своей излишней нерасторопностью. В современное время такие скорости невероятны... После изучения скоростного режима японского Шинкансена и новых Московских экспресс-спутников - Белорусская железная дорога показалась уж слишком медленной.

Но билеты дешевые, вследствие чего вагоны пригородного транспорта переполнены. Несмотря на свою узость вагончики уютны и светлы. На креслах с трудом можно разместиться, чтобы не причинить соседу неприятных ощущений. Сама железная дорога проходит слишком близко к жилому сектору, не огорожена, видимо конструкция белорусских дизель - поездов не позволяет использовать больший скоростной ресурс. По этой причине общество теряет свое драгоценное время на более длительное время нахождения в пути. Собственно говоря, по лицам блаженствующих белорусов - было видно, что они слишком не переживают по этому поводу. Видимо уже приученные к размеренному типу своей жизни и слабой скоростью как своих размышлений, действий, так и организацией своего временного режима рабочего дня.
Благодаря созданной доступности для населения железнодорожного пригородного транспорта железные дороги радуют аккуратностью своих вокзалов, несмотря на их относительную незагруженность. В немногочисленной рекламе вокзалов и привокзальных площадей - едва разобраться, но все-таки удалось прилично пообедать в пустом зале ресторана, закрывающегося на спецобслуживание.

Надо сказать, что в первую очередь меня поразило развитие автопрома и сельского хозяйства Беларуси. Даже в торговле ощущается приверженность населения (иными словами - идеология дизайна товаров, предлагаемых к реализации) к классическим и грубым формам, что выражено не только в дизайне мебели, но и дизайне завозимой иностранной бытовой техники – этакий мощный грузовой автопром, воплощенный в этих предметах… Создалось впечатление о белорусском автопроме, как о вполне возможной кузнице автопрома в мировом масштабе, которая способна определить также и характер специализации экономики республики Беларусь. В этой связи мне автопром Беларуси напомнил зачаточное состояние отрасли машиностроения в Японии. Продукция машиностроения – (двигатели, шины, подшипники и прочие составляющие) – конечно не должна определять основное направление в развитии экономических отношений наших стран. Поражает также контраст между качеством автомобильных дорог и качеством передвигающихся по таким дорогам автомобилей. Дороги превосходного качества.
Качество легкового автотранспорта в основном показывает, что он был некогда приобретен уже будучи в состоянии, бывшем в употреблении, что говорит об относительно низком уровне жизни населения в периферии. Покупая несовершенные автомобили население невольно угнетает экологическую обстановку окружающей среды и свой же личный имидж. По-прежнему слаба придорожная инфраструктура, хотя определенные сдвиги в этом плане присутствуют. Уже можно перекусить по дороге и не просто в скромном киоске, но в комфортабельном кафе.
Современные сооружения сельскохозяйственных предприятий, выполненные из прочного стекла, наверняка государственные, и построены с современным модернистским размахом, что говорит о заинтересованности в современном развитии этой отрасли. Надо сказать, что нынешний Президент свое обещание выполнил, пусть и в меру своего административно-командного воздействия на экономику и общество, но результат заметен даже простому обывателю. Это различные аграрные и овощеводческие фабрики расположенные в самом Минске, подтверждающие государственный масштаб развития аграрной республики. Надо сказать, что в сельской местности тоже ощущается забота о сельских жителях – это не только типовые агрогородки, но и экзистенциональный подход к рынку труда в сфере агропроизводств.
Но мера столь гигантской поддержки аграрных производств на мой взгляд временная в развитии экономики государства Беларусь. Заложена основа дисциплины и развития отрасли в среде народного хозяйства. Если упустить время, то можно пропустить ту случайную флуктуацию, которая способна поменять тенденцию развития личности в обществе на более оптимистическую и современную с точки зрения современного времени – создание экономического человека рыночной экономики, что способно повлиять на дальнейшие определенные сдвиги и инновационную структуризацию экономики, равно как и взаимовлияние развития этих факторов.


Нефтяные и газовые месторождения и разработки на юге Беларуси способны обеспечить частичную потребность в энергетических ресурсах. На мой взгляд, энергетический голод в Беларуси ощущается и визуально, одно только слабое наличие и разветвление энергетических сетей говорит о низких оборотах в этой области. И даже сами белорусы не скрывают, что приходится жестко экономить электроэнергию, даже на рекламе, в ущерб развития рекламной деятельности и маркетингу продукции предприятий. Аккуратность не только дорог но и строений – говорит об относительном развитии ЖКХ. По сравнению с прошлым посещением данного государства - в этом плане сдвиг положительный ощущается и радует глаз своим стремлением к прекрасному в создании внешнего облика предприятий и их коммуникаций практически на большей части территории всей страны.

Но несмотря на этот положительный сдвиг в дизайне архитектурных и промышленных сооружений, строительная отрасль в упадке – это заметно и по уровню жизни населения, и в отсутствии активности в этой отрасли как на периферии страны, так и в самой столице государства. Немногочисленность современного типа недвижимой собственности - частных особняков, характеризует немногочисленность элиты общества. Её минимальность говорит также о том, что существует серьезная проблема с миграцией наиболее образованной и активной части интеллигенции в другие страны и вероятно от постоянных убытков в сфере экономики, к более оптимистичному бизнес – сообществу Украины и России. Миграция интеллигентной прослойки общества способна в будущем негативно отразиться на темпах или качестве экономического роста. Слишком бросается в глаза пессимистичное настроение граждан Беларуси. Не ощущается праздничного настроения – вокруг тяжелая угнетающая обстановка – мрачности и озабоченности текущими делами, праздник от которых отодвигается на второй план, а соответственно с этим и развитие рекреационной отрасли.
Понравилось развитие химической промышленности в Светлогорске. Собственно говоря и сам город Светлогорск отличается некоторой оживленностью и присутствием духа оптимизма. Ну вот один из удачных опытов рекламы, свидетельствующий о том, что общество пытаясь пропагандировать государственную собственность одновременно борется за более свободное экономическое развитие частной собственности и эволюцию гражданской культуры.


Белорусские экономисты определяют экономику Беларуси социально- ориентированной. Один из важнейших показателей развития такой экономики - экономические характеристики доходов населения. В 2005 году уровень средней заработной платы по стране достигал 250 долларов США (6250 рублей). И естественно, что в элементарном страновом анализе путешественника - экономиста взгляд упал на:

На уровень жизни. Доходы населения. Определенное сравнение уровня жизни моих собеседников позволило сделать такие элементарные сравнения. Доярка на пенсии получает 400 000 белорусских рублей в среднем (5 300 российских рублей по курсу 2008 года). Водитель автобуса – 700 000 бел. руб. (9 300 руб. на 2008). Водитель такси, предприниматель имеет чистого дохода ежемесячно 1,5 млн. бел. рублей. (20 000 российских рублей) Причем расценки на такси в Минске дешевле, чем в регионах. Пенсия бывшей жены военнослужащего – 530 000 белорусских рублей (7 100 руб.). В сельской местности на такую пенсию можно жить не обременяя себя разведением личного подсобного животноводческого хозяйства.

Медицинское обслуживание населения - бесплатное. В сельской местности стационарные передвижные медицинские кабинеты с оборудованной в ней медтехникой оказывают определенную медицинскую помощь населению. Общество принуждается к обследованию в таких передвижных пунктах. Имеются многочисленные сельские амбулатории.

Образование и наука. Потрясла своей масштабностью и современностью национальная библиотека. Расположенная на огромном, слишком ветренном пустыре - она придала мне больше уверенности в том, что Беларусь находится в надежных научных и образовательных руках. В библиотеках республики достаточно читателей, что говорит в принципе о заинтересованности населения в самоактуализации. Однако непонятна ситуация с зачаточным состоянием информационных технологий - воспользоваться Интернетом оказалось проблемой №1 для путешественника типа меня. Хотя чувствуется заинтересованность общества этими технологиями, т.к. очереди в существующих интернет кафе не меньше, а даже и больше, чем в Московских пунктах пользования Интернет - технологиями. Это говорит не только о стремлении общества сблизиться с информационным пространством, но и слабым личным уровнем пользования такими технологиями вследствие низкого уровня жизни населения, который в свою очередь, ущемляет развитие общества. Вследствие чего ущемляется человеческий капитал как в количественном, так и качественном отношении, что способно снизить управляемость экономики.

Рынок компьютерной и оргтехники насыщен слабо – это говорит как раз об отрицательной черте закрытой экономической среды, когда рыночную товарную среду тормозит не только регулируемая экономика, но и слабая инвестиционная привлекательность экономики и недостаточно развитый человеческий капитал. Однако, понятно, что деятельность экономических субъектов осуществляется в экономической среде с качественным состоянием социально-экономических и научно-технологических процессов, протекающих в национальной экономике в данный временной период.

Результаты социальной политики в Беларуси. Создается впечатление, что общество имеет значительное количество граждан, проживающих на уровне ниже среднего. СМИ пропагандируя обращение в социальные органы за материальной помощью, допускают тем самым настрой общества на расход времени и средств для получения кратковременного типа благотворительности, а не на дальнейшее эстетическое развитие человека и рост его человеческого капитала с последующим естественным ростом доходов. Социальная помощь в виде благотворительности, которая в Беларуси идет массово, в основном на текущее потребление, которя в принципе не позволяет обеспечить расширенного воспроизводства человеческого капитала. Застойная бедность выводит крупные социальные группы из сферы воспроизводства качественного человеческого капитала. Рост реальных доходов населения вследствие этого процесса значительно меньше конвертируется в повышение благосостояния населения. Возникает феномен замкнутости социального эффекта роста, что проявляется в социальной дифференциации, последующем возникновении застойной бедности, деградации человеческого капитала и существенным гуманитарным проблемам. Принцип социальной солидарности как особой формы социальных отношений, реализуется отнюдь не в форме добровольного разделения между всеми бремени невзгод или выделения материальных подачек типа пособия бедным, но в форме ответственности поколений, классовых групп, сословий за обязательное участие в создании условий, обеспечивающих удовлетворение жизненных экономических и духовных потребностей каждого члена общества.


Экономисты Беларуси характеризуют социальную политику Беларуси как крайне сильную и поистине народную. Такая политика определяет работу с одинокими гражданами пожилого возраста, социальную поддержку пожилых людей и ветеранов войн, проводятся программы возрождения и развития села. На фоне этих действий снижается безработица, происходит перераспределение рабочих мест в малые города. Увеличивается государственная помощь семьям с детьми. Многодетным семьям выделяются льготные жилищные кредиты. Внедряются социальные стандарты, которые постоянно пересматриваются в сторону увеличения их размера и качества. Однако, в условиях неэффективности экономического механизма будет постоянно расти как численность нуждающихся в социальной защите и социальных услугах, соответственно увеличиваться потребность в расходах на эти цели, но и ухудшаться инвестиционная привлекательность экономики, что не будет способствовать ее открытости. По оценкам специалистов, доля расходов на социальные нужды населения уже выше, чем во многих развитых странах мира и достигает 65% госбюджета. Для их покрытия необходимо увеличивать налогообложение предприятий. Такие меры в условиях Беларуси усугубят экономическое положение общества и выведут бизнес из состояния равновесия, что еще более ущемит экономический механизм и экономический рост государства. Процесс формирования нового качества жизни общества в Беларуси, в результате которого планируется постоянный рост заработной платы в обществе, бесплатное образование и медицинское обслуживание, дальнейшее развитие системы дошкольного воспитания, обеспечение занятости и создание условий для безопасности граждан требует еще большего повышения налоговой нагрузки на общество на фоне государственного регулирования цен. Государственное регулирование цен снижает информационную роль системы цен в экономике. Отсутствие рыночных цен снижает эффективность обоснования экономических расчетов в условиях централизованно управляемого хозяйства. Вследствие чего рост налогообложения на фоне увеличения госрасходов в условиях регулирования цен является замкнутым кругом для свободного творчества бизнес-сообщества и почва для роста экономических преступлений.

Таким образом, характеристика общества складывается из мыслей – что оно не свободно и его поведение излишне зарегулировано. От этого как таковой свободы не ощущается. Не ощущается уважения к человеку и не только в сфере услуг – повседневной торговле, транспорте, но и в межличностных отношениях белорусского общества и в функционировании экономики как таковой. По сути (Мизес Людвиг фон, 2005, стр. 272), что означает прямое давление с целью принуждения к определенному поведению? Как правило, в этом случае индивид обязан выполнить конкретное задание; закон принуждает его к неопределенной деятельности, определение которой оставляется за исполнительной властью. Индивид обязан подчиниться, чтобы администрация ни приказала ему сделать. Крайне трудно установить, соответствует ли команда, отданная исполнительной властью, его силам и способностям, и сделал ли он все что мог, для ее исполнения. В отношении бизнеса требование принуждения способно подвести предприятие к банкротству, в тот момент, когда закладывается изменение качественной среды предприятия. Любой индивид в любом аспекте своей качественной среды и в любом своем проявлении зависит от решений власти. Таким образом, снижая эффективность производства в виде установки определенного процента налога или определенного процентного порога торговой надбавки, государство способствует как росту цен, так и снижению прибыльности, а соответственно еще более сильной структуризации в масштабах всей экономики, ограничивая доход его деятельности принуждением к несвойственному человеческой деятельности поведению в сфере экономики. При этом администраторы находятся и в роли законодателя, и исполнительной власти, и прокурора и судьи и экономистами. Именно это имеется в виду, когда говорят о недостатке свободы в экономике национального хозяйства. Никакая система общественного разделения труда не может обойтись без способа определения ответственности индивидов за свой вклад в совместные производственные усилия. Если эта ответственность не определяется ценовой структурой рынка и порождаемым ею неравенством богатства и доходов, она должна навязываться прямым полицейским принуждением. В идеальной же рыночной экономике идет принуждение только с целью предупреждения преступлений прямым давлением.

На мой взгляд, белорусам действительно пора уходить от административно-командной экономики в сторону цивилизованных рыночных отношений. Это позволит улучшить естественным образом инвестиционную привлекательность регионов в целях роста человеческого капитала и усиления конкурентоспособности государства на мировом уровне. Экономический режим, как совокупность законов и правил, который определяется юридической и институциональной базами конкретного государства должен быть пересмотрен. Потому что данные составляющие являются основой социальных отношений, поскольку определяют формы соединения труда и капитала, институциональные формы поддержки, защиты и защищенности разных социальных групп, но также и характеризуют, как развитие экономических явлений и индивидов в динамике. Прогресс науки и техники, возникновение новых отраслей, усложнение экономических систем и механизмов их функционирования, активизация государства как экономического субъекта нейтрализует и модифицирует действие экономических законов, в результате экономические законы проявляются как тенденции развития экономики в конкретном историческом периоде, отличающиеся влиянием и воздействием на динамику развития страны.

Если экономика является государственно регулируемой в аспекте регулирования цен и доходов бизнеса, то имеется элемент угнетения не только экономической среды, но и как следствие социальной сферы. От этого угнетения страдает человеческий капитал и его психологический генотип, страна не имеет полноценной возможности развиваться с точки зрения прогрессивных технологий и производственных возможностей – она в них просто не заинтересована – таким образом государство обречено находится в роли периферийных государств. Как таковой системы социально-экономической не существует – она ущемлена централизованно - командной экономикой, неразвитостью финансовой системы и излишне завышенной доходной частью госбюджета, которая имея при этом огромные налоги не способна социально обеспечить своих граждан в целях развития их человеческого капитала посредством зарегулированности экономики. Зарегулированность экономики определяет невысокую эффективность экономики, как результат регламентирования цен со стороны государства и слабой предпринимательской активности населения, которая вполне способна быть вполне эффективной, если бы не ущемление психологического генотипа общества. Это постоянный круговорот в пропасти, выбраться из которого возможно только посредством перехода на действительные рыночные отношения и усилением привлекательности страны для инвестиционных вливаний. Социально-экономическое развитие может быть справедливым и успешным тогда, когда конечные цели соответствуют пониманию и стремлению простого человека к некоторому идеалу, позволяющему ему порадоваться за свою будущую судьбу и судьбу своих потомков.

Любая экономическая доктрина, являясь частью либо основой экономической политики и представляющая собой систему мероприятий и идей, которую государство предлагает к исполнению экономическим субъектам для воплощения конкретной социально-экономической задачи - имеет интенсивную социальную окраску, поскольку отражает конкретные социальные предпочтения своих сторонников и исходя из этого предлагает конкретные установки и механизмы, за которыми стоит не только экономическая наука, но и политические, социальные, психологические и моральные предпочтения. Иными словами, экономическая доктрина построена на определенной системе национальных и общественных ценностей. Если реализация экономической доктрины не приносит нации удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей, достижения социального компромисса между социальными слоями и группами, то доверие к системе доктринальных ценностей утрачивается. Наступает кризис доверия, в условиях которого реализация основных положений экономической доктрины серьезно затрудняется.

Как контраргумент поражает ситуация экономии – экономия должна быть разумной и не за счет человеческого капитала – этом всеобъемлющем двигателе прогресса и тенденций развития экономических систем национальных экономик! В любом случае экономические и социальные противоречия в экономической системе сохранятся, так как они являются источником их развития и самосовершенствования. На ум приходят аналогии, когда приходится чрезмерно контролировать распоясавшегося ребенка, ущемляя его техническое и психическое развитие. Что пытается столь жестко контролировать белорусское общество в активной деятельности своей экономики? Но уж точно не предпринимательские способности общества, которое по своей природе создано для активного жизненного поведения. На мой взгляд, излишний контроль как раз будет ущемлять экономическое развитие государства.

Рыночная экономика, как и любое экономическое явление, развивается на основе разрешения противоречий между тенденциями к обособленности и тенденциями к объединению, проявляющимися как разделение труда и кооперация, дифференциация и интеграция.
В этой связи напомню положительные и отрицательные черты рыночного механизма, которые при определенных условиях могут принести определенную выгоду в экономических и политических отношениях (В.И.Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова и др., 2006):

1. Рынок ориентирует экономику, производителей на свободное и максимальное удовлетворение потребностей людей. Становится выгодным производить только такие товары, которые пользуются спросом, поэтому основная задача производителя предугадать, что нужно покупателю. В условиях рыночной экономики человек становится свободным в выражении своих потребностей. В современных условиях рынок все больше работает на индивидуальные потребности, по индивидуальным заказам.


2. Рынок заинтересовывает производителей в расширении производства, увеличении ассортимента товаров и повышении их качества. Кроме того, нужно заинтересовать покупателя каким-нибудь особым, отличным от других товаром и выпускать его столько требует потребитель, обеспечивая ему при этом необходимый выбор. Тогда можно выжить в условиях конкуренции.


3. Механизм рынка стимулирует использование достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство, рост эффективности. Победить в конкуренции, повысить качество товара или произвести новый товар можно лишь используя новую технологию, новые идеи в производстве, и чем меньше затраты, тем больше возможностей получить прибыль, т.е. повысить эффективность производства и капитала, вложенного в него. Рынок толкает производство к совершенствованию, к росту эффективности.

Недостаток:

1) Рынок не обеспечивает контроль за денежным обращением. Без денег рынок не может существовать, рыночный механизм регулирует лишь производство товаров и определяет спрос на деньги. Выпуск денег осуществляет государство. Через эмиссию и другие мероприятия оно должно обеспечивать контроль за движением денежной массы, ее соответствием спросу на деньги и сумме цен на производимые товары.

2) Государство через систему льгот регулирует внешнеэкономические отношения: через систему поощрений, льгот оно стимулирует развитие внешнеэкономических отношений с одними странами и обратными экономическими мерами сокращает эти связи с другими.

3) Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими методам. (Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И., 2008)

Много можно найти аргументов в подтверждение моих слов если поработать со статистическими данными. Но у меня в моё трехдневное пребывание с его насыщенным графиком сложилось поверхностное впечатление о Беларуси, характеризующее статическое развитие Беларуси.




Список литературы

1. В.И.Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова и др. (2006). Экономическая теория (изд. 2-е изд.). (п. р. Николаевой, Ред.) М.: Проспект.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. (2008). Микроэкономика (Т. Т.1.). (О. р. В.М.Гальперина, Ред.) СПб: "Экономическая школа" ГУ ВШЭ.

3. Мизес Людвиг фон. (2005). Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. (п. с.-г. Куряева, Перев.) Челябинск: Социум.

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
г. Железнодорожный, Московская область, Russia
Моя специализация: Экономика и управление народным хозяйством, финансы и кредит