Автор в данной интернет-книге публикует статьи различной региональной направленности как факторах развития российской экономики связанных с управлением развития в стране, пространственных условий и трансформации социально-экономического пространства России и экономического роста. Делаются попытки исследования зарубежных стран с помощью российских научно-познавательных источников. Основные подтемы блога: региональная экономика, философии управления, глобальные отношения и взаимозависимости и др. взаимодействия экономической политики регионов и результатов управленческого труда.

Мой список блогов и сайтов

среда, 22 февраля 2012 г.

Обращение к М.Д.Прохорову


Здравствуйте, Михаил Дмитриевич!


По своим глобальным человеческим, политическим, экономическим убеждениям была  обрадована, когда Вы предложили свою кандидатуру на выборы в текущей предвыборной Президентской кампании. Убеждение того, что во главе власти должен наконец-то встать  человек из среды бизнеса у меня созрело, еще в бытность Медведевской кампании. Однако общество выбрало и пожелало законодательный порядок в области силовых технологий, который создавал бы безопасную среду для функционирования бизнеса. Путинская политика управления государством, на мой взгляд, направлена на исследование сферы национальной экономики на уровне макроэкономического его рассмотрения в среде правительства и по научным заявкам исследований мышления министерств, слабо направлена на стимулирование самостоятельного и самодостаточного развития научной сферы.  Делаются слабые попытки систематизировать и активизировать предпринимательскую и конкурентную среду. Но это лишь попытки, конкретная работа в этом направлении зафиксирована слабо, необходим более углубленный анализ законодательного развития среды рынка, который бы более быстро реагировал на вызовы бизнеса, науки, общества и потребностей человека. Время для продолжения - углубления подобной политики, на мой взгляд, уже пришло.




За столь малый срок, который было отведено юристу-Медведеву недостаточно, чтобы воплотить многие его предвыборные обещания, да и это было практически невозможно осуществить. Работа администрации Президента носила бессистемный характер, была направлена на решение многочисленных оторванных от общей системы развития проблем функционирования общества, отдача от этих решений в среде бизнеса и общества  носила поверхностный характер, и имеет  огромный временной лаг. В сфере бизнеса, также достаточно проблемного поля (в соответствии с действующим законодательством), так и интересных для ученых и аналитиков различного уровня задатков развития, в том числе и на законодательном уровне регулирования бизнес-среды. Но конечно, во главе идей современного развития должен прежде всего стоять человек с его обычными текущими потребностями, конституционными правами и обязанностями, его имагинативным, творческим, человеческим и имущественным капиталом, которые и вырабатывают макро-, микроэкономическое развитие России как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах развития. 

Поэтому, на мой взгляд, для продвижения многих направлений экономической политики, должен прийти человек-профессионал, который в курсе современных проблем становления и жизненного цикла не только предприятий  и отраслей, но также  более последовательно, более качественно проводил бы уже начатые реформы и организовывал последующие в системе продолжения инициативы развития и закрепления правильной законодательной среды. Для  человечества было бы гораздо эффективней, если бы к власти пришел человек-Прохоров и его среда, и возглавил политику реальной многовекторной стабилизации, в целях более ответственного осуществления государством своих стратегических функций, взаимовоздействия государственной и частной форм власти и деятельности, открытого диалога власти-общества по идейным, методологическим и организационным направлениям развития,  в целях последующего формирования и модернизации предпринимательской и конкурентной среды. Это будет способствовать улучшению структуры экономики, созданию новых производств и модернизации существующих, развитию человека, который по сути, является основным индивидом развитой рыночной экономики и организатором и вдохновителем процесса ее последующей модернизации.
Новая экономическая политика, стандартизированная по новым, более современным стандартам, ориентированная на человека, в последующем, проецированная на глобальный и  региональный уровень, в дальнейшем бы нашла свое отражение в идеях либерализации российской рыночной экономики, а также инновационного характера развития экономической системы, которое уже частично прорабатывалось в предыдущих Президентских и правительственных кампаниях.

По этим причинам, а также бегло просмотрев тезисы Вашей предвыборной программы, которые носят на мой взгляд,  ряд разрозненных организационных функций  по своему значению и влиянию на систему народного хозяйства, т.е. отражают эмпирическое знание. Недостаточно освещены идейные  моменты Вашей предвыборной программы, теоретическое знание. Тут огромное поле для простора идей и теорий, но они должны носить системный характер и не противоречить друг другу в достижении единственной цели развития, которую Вы должны определить в программе более четко и понятно для многих. Тезисы Вашей программы в большей степени рассматривают внутреннюю составляющую развития и совокупность некоторых возможных  со-организованностей, но слабо использует  связность России с наднациональными структурами и воздействие внешних факторов. В обществе Вас позиционируют как экономиста – отраслевика, однако в программе слабо учитывается такой аспект развития, слабо продумана финансовая система развития государства, не учитывается временной аспект воздействия на экономику , т.е. нет конкретной привязки действий к временным срокам развития (необходимо учесть и обозначить, что надо сделать срочно, в краткосрочной перспективе , а что проработать как стратегию развития на средний и запланировать на долгосрочный период). Я думаю, что в случае поддержки обществом Вашей кандидатуры на обсуждениях  и на самих выборах, можно будет использовать программу в качестве политической  воли в уже начатых и последующих  реформах развития государства в необходимую для развития российской рыночной экономики инновационного типа и российского человека направлению. И именно для этих целей программа должна быть более разумной, более современной и продуманной на многих уровнях государственности и экономической системы.


В целях упрощения Вашей деятельности, позвольте обратить Ваше внимание на следующие моменты корректировки Вашей предвыборной программы, если конечно Вы будете согласны с моей позицией, как человек – экономист, предприниматель, кандидат в Президенты и личность, достойная уважения и последующего развития.


Основными недостатками на взгляд ученых в области экономической политики в последние годы были:
  1. Непомерно высокие налоги на реальный сектор экономики, что стимулировало поток импортной дешевой, качественной, а потому более конкурентоспособной продукции, что усилило структурные проблемы экономики;
  2. На фоне глобальных и структурных изменений в экономической среде проявлялось недостаточное и некорректное использование рычагов решения социальных проблем и возросшая в связи с этим криминализация экономики.  Это происходило в том числе из-за недопонимания проблем человека, факторов развития его человеческого капитала и необходимости стимулирования  его развития, более активного привлечения его творческого начала, поддержания уверенности в своих силах, уважения человека и его проблемного поля на всех уровнях власти, общества, мирового уровня;
  3. Политика защиты и протекционизма монополизма, наряду с отсутствием реальной работы в сфере создания малого бизнеса, дающий постоянный доход населению, как источник его развития.

В этой связи, мне, как человеку, который уже давно заинтересован в подобной личности как Вы, на посту Президента РФ, хотелось бы дать Вам некоторые рекомендации на предвыборную кампанию:

О методологии организации экономического развития, о котором следует говорить в предвыборной программе и на публичных выступлениях:
  1. Ваши консультанты в области экономики  должны владеть знаниями функционирования всеми типами и уровнями экономических отношений (глобальный- макро-мезо-микро-мини), теоретически разделять уровни вовлеченности потребляемых товаров и услуг в сферы частного предпринимательства или общественного распределения (рыночную экономику, экономику общественного сектора и государственно-регулируемую экономику).
  2. Обозначить участие государства и бизнеса в глобализационных процессах, отказаться от протекционистских мер, поощрять открытость экономики, стимулировать и предлагать к обсуждению различные направления экономической политики,  предусмотреть пересмотр различных политик деятельности государства,  в связи с постоянно меняющимися моментами развития. Так, важным процессом развития мировой и российской экономики в долгосрочной перспективе является переход от индустриальных к постиндустриальным методам хозяйствования.  (Постиндустриальный переход на макроуровне означает развитие трендов глобализации и новой регионализации, а также не до конца изученных процессов ускорения развития, хаотизации производства (с потерей устойчивости рынков), изменения форм национальной субъектности в экономической сфере – параллельно с восстановлением в правах национальной субъектности (Nation State), когда формируются новые и совершенствуются старые формы экономических со-организованностей.)
  3. Хочется вам напомнить, что современная российская экономика относится к переходному типу экономики, ориентируется в своем развитии на либеральную модель рыночной экономики (американского типа) инновационного типа, который открывает простор для уже действующего развитого рыночного механизма, и который в разные временные периоды развития носил то характер социально-ориентированной рыночной модели, то регулируемой рыночной модели. Переходной тип экономики характеризуется ростом трансакционных издержек в переходный период, которые рассматриваются прежде всего как барьеры для входа на рынки в российской экономике и как факторы развития теневой экономики и различные институциональные ловушки в этот период. Центральными категориями такого периода является оппортунистическое поведение, фрагментарность и ограниченность информации, неопределенность и специфичность ресурсов, в соответствии с развитием новых теорий фирмы, ограниченная рациональность в поведении человека. Поэтому следует и далее развивать концепции либерального рыночного государства,  в предвыборной программе, предусмотреть концепции или возможность развития дальнейшей модели развития экономики (ученые – прогнозисты – экономисты работают довольно плотно по этой тематике, уже есть определенные научные труды, которые ещё подлежат более глубокому осмыслению), учитывать и разделять развитие индустриального и постиндустриального секторов, когда под постиндустриальным прежде всего понимаются обрабатывающие производства и сектор услуг при огромном потенциале информационного обмена. Важной целью в процессе развития  является ограничение роли государства и выгод господствующих ФПГ. В то же время с точки зрения общественного выбора следует поддерживать блага, которые олицетворяют культурные ценности общества (классическая музыка и живопись, музеи и театры). Т.к. постиндустриальное общество влечет за собой переход от индустриального индивида, ориентированного на производство и потребление, к новой личности, ориентированной на духовные ценности и творчество, в том числе:
– от культа денег, отношений господства и подчинения – к отношениям взаимопонимания и взаимопомощи;
– от жестокой дисциплины труда в рамках огромных организаций – к добровольному труду в малых организациях и на дому, по скользящему графику;
– от разрушения природы и расточительства невосполнимых ресурсов – к ориентации на сотрудничество с природой, на возобновляемые источники энергии;
– вместо роста ради самого роста – к ограниченному сбалансированному росту.
  1. Предусмотреть развитие и создание цивилизационной конкурентной среды на всех уровнях, ориентироваться на сильного производителя, который не нуждается в протекционистских мерах. Иметь в виду, что в рамках господствовавшего в последние 15 лет неолиберализма с его экономическим редукционизмом, практикой финансовой глобализации и отказом от политики национальных суверенитетов вопрос о национальной конкурентоспособности в принципе и не поднимался. Иметь в виду, что долгосрочная цель национальной конкуренции на мировом рынке – это прежде всего обеспечение благосостояния в рамках разных моделей общественного устройства: не просто рост душевого дохода, а полноценная жизнь в различных  культурных сообществах.
  2. Сращение производства  и вузов с наукой – правильный подход с точки зрения инновационной экономики (Использовать в этих целях моменты из материалов Стратегии 2020)!
        Сращение науки и власти необходимо систематизировать и концептуально пересмотреть.  Это можно будет сделать, пересмотрев различные направления экономической политики и политик различного направления функционирования российского государства, поставить их на научную основу, ибо подлинная наука учитывает все – гносеологические корни явления, реальные тенденции развития, и может с достаточной степенью достоверности предсказать его будущность, в отличие от мнения отдельных, пусть и авторитетных лиц, групп, партий и слоев общества. Наука не должна быть особо привязана к диктату государства, однако государство должно быть организовано достаточно, чтобы обеспечить более конкурентную среду, в том числе и в экономической сфере, как пример  -  система управления экономикой в Казахстане.  

На мой взгляд, пришло время для шага, который бы устранил оторванность российской государственной политики от научной экономической мысли, превращенной предыдущими правительствами и политиками в обычное администрирование, когда восприятие новых идей для многих государственных деятелей становится средством достижения власти, а предположение - очевидным фактом. Как пример, стратегия развития России до 2020 года, в частности ее концептуальная идеология разработанная предыдущими правительствами, но политическая составляющая идеологии правительства определена по устаревшим нормам, которые не обеспечивают нужного направления системного развития России и продуцирует упрощенное понимание идей либерализации экономических отношений, постепенно развивающейся постиндустриальной экономики инновационного типа.
  1. Стратегии развития  внутренней и внешней политики должны быть основаны на концепции поощрения развития человеческого капитала и потенциала. Иметь в виду, что для этих целей, геополитическая безопасность государства прежде всего понимается, как самообеспечение важнейшими ресурсами, территориальная целостность, способность к обороне своих границ, способность к образованию выгодных геополитических союзов (стратегическая договороспособность), способность контролировать внутренний рынок с учетом внешних рисков, право получать часть мировой геополитической ренты, обусловленной военной силой государства и проявленной в его экономическом развитии. Проще – объектом глобальной конкуренции являются ресурсы развития, необходимые для становления и функционирования центров силы.
  2. Учитывать геоэкономическую конкурентоспособность для России. Создавать условия для бизнес-среды, которая должна беспрепятственно вступать в диалог с органами власти, делать свои предложения в области формирования законодательства, создать совместную конкретную программу модернизации экономики http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2011/4/01, выявить при этом критически важные для целей модернизации ключевые предприятия на различном отраслевом уровне, проработать методологию кризисного управления объектов в  программе на всех уровнях власти регионов и финансовой системы.  Рассматривать  взаимоувязку финансирования деятельности реального производства с финансовой системой, но не подстраивать развитие экономики под индустриальный тип с помощью усиленной монетарной методологии, неориентировать развитие на крупных хозяйственных гигантов, что с точки зрения всеобщего макроэкономического развития стратегически не верно.
  3. Сделать анализ различных программных партий, особое внимание обратить на концепции партии «Яблоко» http://yavlinsky.ru/, где более качественно отображено развитие человеческого капитала и потенциала. На концепции развития Крупнова, движение “Развитие”http://www.kroupnov.ru/, которое не только обращают особое внимание на развитие прогнозной функции управления, но и предлагает довольно интересные моменты развития государственности и экономической среды различного уровня.
  4. Исходить из того факта, что в целях гармоничного развития страны определение экономической науки с точки зрения управления хозяйством, как добычи только материальных благ  является наименее приемлемым, так как отношения между людьми определяют также  социологический, антропологический, политический, культурный и др. подходы, в том числе и меры по безопасности, исходя из функций управления государством в условиях рыночной экономики.
  5. Делать упор на структурную сбалансированность экономики, т.к. создание  макроравновесия является очень мощным инструментом для экономического регулирования народного хозяйства. Существующие концептуальные документы развития России слабо привязаны к экономическим прогнозам, что составляющую функцию управления государством и бизнесом ставит в затруднительное положение ее административного управления и функционирования. Надо констатировать, что рыночная экономика не препятствует осуществлению в широких  масштабах прогнозно-плановых функций в современных государствах, а организуются правительствами при активном сотрудничестве с корпорациями и неправительственными организациями, однако на практике используется недостаточно, в том числе и в работе Администрации Президента, что снижает эффективность существующего не только государственного регулирования рыночной экономики, но и снижает эффективность деятельности в среде бизнеса. Было бы неплохо рассмотреть данные упущения и на предвыборной кампании, что естественно подняло бы Ваш рейтинг среди научной экономической и академической интеллигенции.
На мой взгляд, методология действий кандидата в Президенты должна носить следующий характер:

1.      1)  Использовать психологию первого лица, настроить себя на Президентскую волну в выступлениях, что создаст интеллигентность выступлений и еще большую уверенность в себе и своих начинаниях.
2.         2) Государству, особенно в современный момент, в качестве президентской предвыборной кампании необходимо экономическое мышление, оно должно носить при анализе современных  макроэкономических и микроэкономических взаимодействий позитивные утверждения.
3.    3)  Конкретно понять и пропагандировать роль государства и соответствующее государственное регулирование в процессе продолжения развития рыночной среды, недостатки освещать.
4.   4)   Анализировать действия современной и прошлой деятельности Администрации Президента и правительства, учитывать исторически сложившиеся  и прогнозные тенденции развития экономики и других направлений деятельности государства.
5.       5)  В прениях с партийными лидерами не опускаться до выяснения межпартийных неувязок и отношений – только забота о человеческом капитале, социальном капитале, цивилизационном капитале  и т.п. человека и страны, рассуждения должны носить позитивное направление развития, упор на будущие технологии, заряжать слушающих энергией будущего!
6.     6)  Огласить задачи межрегиональных и межбюджетных отношений, в этой связи. Введение моратория по налоговой системе способно разорить экономику, поправить пункт в более свободной интерпретации, чтобы не противоречило экономическим законам ( современная интерпретация вполне уместна, но динамику возможных изменений надо все-таки предусмотреть). Согласна, что объявление моратория скорее всего психологический фактор для стабильности общества.
7.      7)   Экономическую стратегию предвыборной программы необходимо пересмотреть исходя из потребностей человека, его семейной мини-фабрики, спроецировать на государственный уровень и глобальный. Огласить задачи бизнес-среды в области стратегического развития, народно-хозяйственной деятельности.  
8.  8) Пересмотреть Конституцию относительно усиления творческого (имагинативного), человеческого капитала, ориентировать усиление способности общества думать о завтрашнем дне, рассуждать с точки зрения планирования своего личного и общественного будущего. Такие мотивы размышлений идут в обществе, однако недостаточно закреплены в Конституции, из-за чего страдает сфера бизнеса, научная среда. Общество и сам человек не видит  уверенности в собственном завтрашнем дне и будущем своих последующих поколений. Такую тенденцию надо исправлять кардинальной перестройкой сознания общества.
9.      9) Производить активный пересмотр концептуальных положений Предвыборной программы в довыборный период, учитывая мнения избирателей и при этом благодаря их за активное участие в пересмотре и развитии собственных убеждений, ибо непостоянство относительно динамики собственного развития – это норма для человека.
          10)  Возможно, что повторяюсь, но все же, необходимо чѐтко понимать:
      • место России в глобальной экономике и эффективность факторов, которые определяют позиционирование России на внешних и внутренних рынках;
      • баланс экономики;
      • функционирование и воздействие финансовой системы на экономическое развитие;
      • механизм управления долгосрочными стратегиями и роли государства в экономике;
      • положение приоритетных и социальных отраслей и многие другие проблемные подходы к развитию хозяйственного комплекса Российского государства.
  11) Прошу также Вас обратить внимание на следующие моменты при определении развития своей предвыборной программы, что экономический порядок должен по - сути решать следующие задачи:
Прежде всего:
·         формировать и обеспечивать работоспособность экономики в различные временные периоды;
·         осуществлять целенаправленную координацию всех видов экономической деятельности;
·         достигать основных общественных политических целей и территориальной целостности.


В сложившихся условиях развития России, когда в основе экономической политики России должна не только ставиться но и активно решаться проблема воспроизводства человеческого потенциала и капитала, когда посткризисная ситуация экономического роста осложняется многочисленными рисками и возможностями со стороны динамики и структуры мировой экономики, когда происходит зарождение новой модели глобальной экономики, когда экономическая наука третьего тысячелетия определяет смену концептуального подхода не только к теоретическим, но и к эмпирическим методологиям управления народного хозяйства, Ваша кандидатура, на мой взгляд, при соблюдении и оглашении хотя бы философии представленных мною задач и задач других избирателей в дополнение к вашей программе, будет  наиболее приемлема на предстоящих выборах в качестве Президента Российской Федерации.


Сожалею, что мы ранее с Вами не общались. Наверное, при обоюдном желании наше общение и сотрудничество можно будет и далее продолжать.  

30.01.2012 г.



Рекомендованная к использованию литература:

1.     1.  Национальная экономика: учебник/под ред. П.В. Савченко. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономистъ, 2007. – 864 с.
2.      2. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. – М.: Деловая литература, 2007 – 352 с.
3.      3. Научные основы экономической политики государства: учебное пособие / М.А. Сажина – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 352 с.
4.      4. Я.Н. Дубенецкий «Модернизация экономики: направления, ресурсы, механизмы» http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2011/4/01
5.      5. С.А. Якуш « Меры государства в «борьбе» с коррупцией» http://regiondevelopment.blogspot.com/2009/06/blog-post.html
6.     6.  Не панацея и не карающий меч. http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/ivan15
7.      7. А.А. Блохин Концепт-прогноз долгосрочного развития России http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/bl01
8.      8. Ивантер В.В., Узяков М.Н. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007-2030 гг.  http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=forecast/ltf
9.      9. Узяков М.Н. Прогноз индикаторов экономики РФ1: 2011 – 2015 гг. http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=forecast/qummir21
10  10.  А.А. Широв, М.С. Гусев Анализ и прогноз краткосрочных показателей экономической динамики  http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=stf/stf27
11  11. В.А. Волконский,  Т.И. Корягина Принципы устройства экономических систем  многополярного мира http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/volk03
12  12. Ивантер В.В. Заметки об экономической политике http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/ivan02  
13 13. О.Д. Говтвань Нужна определенная смена парадигмы http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/go01
14 14. Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев  Российские предприятия в начале 2011г.:
текущие проблемы и инвестиционная ситуация http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/kuv24
15 15. Фролов И.Э.  Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=pub/frol03
16 16. Попов Е.В. Миниэкономика / Е.В. Попов, А.И. Татаркин. – М.: Наука, 2003. – 487 с. – (Экономическая наука современной России)
17 17.  Юсупова А.Т. Теория отраслевых рынков: учеб. Пособие для вузов. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2005. – 210 с.
18 18. Прикладное прогнозирование национальной экономики: учебное пособие / под. Ред. В.В. Ивантера, И.А. Буданова, А.Г. Коровкина, В.С. Сутягина. – М.: Экономистъ, 2007. – 896 с. – (Homo faber)
19  19. и др.




С уважением, Якуш Светлана Анатольевна

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
г. Железнодорожный, Московская область, Russia
Моя специализация: Экономика и управление народным хозяйством, финансы и кредит
Восточный коридор развития
Российская академия наук