Автор в данной интернет-книге публикует статьи различной региональной направленности как факторах развития российской экономики связанных с управлением развития в стране, пространственных условий и трансформации социально-экономического пространства России и экономического роста. Делаются попытки исследования зарубежных стран с помощью российских научно-познавательных источников. Основные подтемы блога: региональная экономика, философии управления, глобальные отношения и взаимозависимости и др. взаимодействия экономической политики регионов и результатов управленческого труда.

Мой список блогов и сайтов

понедельник, 17 декабря 2012 г.

И снова о Японии, одно из многочисленных повествований..




Культура Японии

Мне довелось недолгое время проживать по соседству с Японией. Как известно, на культуру приграничных территорий имеет прямое и взаимное воздействие культура соседних стран. В личном развитии человека таких территорий происходит симбиоз традиций, воспитываемой в русской семье и подневольное воздействие культуры граничащей страны. Во времена советского союза, даже в закрытом информационном пространстве эта культура ненавязчиво проникала в мое детское восприятие и постепенно оставляла там глубокий след – это и простая архитектура зданий, наскоро построенных во времена японской концессии и невероятно яркая японская одежда, газетные вырезки с многочисленными иероглифами, продукты питания, исторические памятники, картины, красивые фотографии и календари, своеобразная музыка и т.п. В процессе дальнейшего своего развития и значительного территориального изучения своей страны неоднократно тянуло в те места и тот необычный симбиоз японской и русской традиционности. В Японии я пока не была, возможно в скором времени и удастся это сделать, жду такой возможности, с нетерпением.

И вот в процессе подготовки к этой поездке, уже в современное время потянуло отойти от интуитивного представления и поглубже вникнуть в культуру Японии уже применив современный взгляд на японскую культуру и экономическое развитие Японии, в соответствии и на основе представлений экспертов занимающихся непосредственно данной страной.

Вот некоторые из представлений, которые согласовались и импонировали моему интуитивному представлению. Надо сказать, что мнения современных экспертов меня поразили и вот почему – они как бы повествуя о японской культуре, невольно продолжались в идеологии экономического развития Японии.

Японская нация – уникальная и древняя. Можно представить себе страну, образованную небольшой группой островов, отдаленную от основных центров развития человечества, обладающую лишь самым минимумом природных ресурсов, часто подверженную стихийным бедствиям, перенаселенную людьми. Это страна, которая в своем развитии делает скачок в течение короткого периода времени и становится одной из богатых, влиятельных, цивилизаций мира.


С времен ее основания японцы общаются группами и создают свой микромир из числа нескольких близких людей. Объединение - жизненный приоритет японцев во все времена их существования. Вообще, по мнению многих, традиции и установленные порядки играют важнейшую роль в развитии нации. В современное время японское общество поддерживает традицию коллективизма и укрепляет свои семейные и дружеские контакты на максимальном уровне.

Так, традиция поддержки семейных отношений имеет свое начало от рисовой цивилизации (период в истории Японии, когда люди упорно осваивали выращивание риса и выживали за счет этого). Тогда было принято объединять в едино всех членов семьи и работать на общую цель, поддерживая друг друга. Дети, которые, повзрослев, отделялись и создавали свои семьи, должны были соединить три клана: семью жениха, семью невесты и свою молодую семью – все ради укрепления социального положения клана. Таким образом, строилось общество древних японцев, формировались экономические отношения.


У японцев мысль и чувство нераздельны: чувство осознаётся, мысль переживается - это одно целое. Подобным же образом сливаются понятия искренности и истины, на наш взгляд, относящиеся к разным типам восприятия. Это означает и определённую программу мировосприятия: нет абстрактной истины, есть истина для данного человека на данный момент в данных обстоятельствах, ибо всё определяется текучей мозаикой непрерывных изменений.

Такой подход объясняет и отсутствие чётко выраженного понимания добра и зла, что обычно удивляет при восприятии произведений японского искусства. Иностранцы, тесно общавшиеся с японцами, подмечают у них завидную поведенческую гибкость. Указывают на нее и сами японцы. В японском обществе определяющим фактором поведения является объективная действительность, а субъективные тенденции личности стоят на втором месте. Даже личное местоимение "я" в Японии воспринимается не как субъект, а скорее как объект деятельности. "Я" в японской действительности — это и "Я", и "ситуация".

В своих контактах японцы весьма постоянны и избирательны. Приняв какую-то социальную группу в свою жизнь, они остаются в ней на долгие годы. Именно по этому настоящие японцы редко переезжают, меняют место работы, друзей и увлечения. Преданность групповому образу жизни отображается во внешней политике страны и полноценной парламентской демократии – лидеры Японии предпочитают сотрудничать с проверенными партнерами и редко меняют пути импорта и экспорта, а также остаются стабильными в поддержке своих партнеров на дипломатическом уровне.

Японская модель культуры интересна в том отношении, что в ней присутствуют одновременно как традиционное для Востока психологическое принятие существующего порядка Вселенной, свидетельствующее о сохранении и преемственности общей метакультурной основы всего образа жизни с его философским обоснованием невмешательства в естественный порядок вещей, так и типично западный активизм, активное "деяние". В сфере искусства, например, это наглядно проявляющееся сосуществование прочной власти традиции, сугубо национальных форм выражения, верность духу созерцательности, близость к природе - и одновременно стремительный темп изменений, новейших научно-технических достижений, вторгающихся в заповедную область восприятия, функционирования художественных явлений. Это традиционное внимание к отдельному, неповторимому, единичному - и осуществление его в контексте ставшего типично западным "массового общества" как соединения индивидов, становящихся всё более усреднёнными, как бы неразличимыми.

Сложная система уважения индивидуальности позволяет японским партиям представлять собой хитрые конгломераты внутренних фракций, которые постоянно мобильны в выборе решений, поэтому премьер-министру очень сложно сохранить поддержку внутри собственной партии. Отсюда – мобильность в управлении.

Японцы бережно относятся к культурному наследию прошлого. Известно стремление японцев рано (в пятьдесят или в пятьдесят с небольшим лет) удаляться от дел и предаваться эстетическому наслаждению природой. Природа в Японии редко может быть экзотической и величественной, но она никогда не бывает однообразной или неинтересной. Японец любовно вглядывается в природу, тонко взаимодействует с ней, стараясь не нарушить её естественных форм. Человек - дитя природы, её неотрывный элемент, поэтому он не может разрушать природу, он старается вписываться в неё. Умение понимать, чувствовать природу, выражать свои чувства к ней во всех формах своей деятельности, в своей одежде, устройстве жилища, организации сада. Японская модель отношения к природе, японское искусство, воспевающее, любовно всматривающееся и вслушивающееся в природу, призывающее к тонкому и бережному взаимодействию с ней, слиянию, оказываются очень актуальными и созвучными настроениям современного человека, задумавшегося о дальнейшей судьбе мира. Японская любовь и почтение к природе с незапамятных времен били столь знаменательными духовными переживаниями, что под их воздействием сложилось самое ядро религиозных верований. Японская вера - это сплетение разных нитей: и обожествления природы, и культура плодородия, и поклонение предкам, и шаманизму. Имеет интересные, хотя и малоизвестные точки соприкосновения с народной религией в других районах Восточной Азии (от Кореи, Тайваня, материкового Китая до Таиланда, Бирмы и Индонезии.

Японец делает искусством любое свое занятие - разделку рыбы и аранжировку цветов, каллиграфию и военное дело.

Поскольку главное в искусстве - создать образ в своей душе, то утверждается равенство акта создания и акта восприятия искусства. Художник и мир - едины. Стремление передать уникальность самого предмета, сопровождается собственным безличностным выражением, и состоянием сознания, свободного от субъективных оценок. Традиционная эстетика японской цивилизации выразила глубокие проблемы человеческого бытия на своём языке и с помощью оригинальных художественных средств.

Послевоенная оккупация Японии американскими войскам привела к дальнейшим изменениям в сфере духовной и культурной жизни Японии середины XX века. Хотя воздействие "американского образа жизни" и не привело к стиранию своеобразия Японии, однако влияние западной буржуазной культуры на умы и быт японцев оказалось весьма значительным.

Единство традиционного и современного обеспечивают жизненность японского искусства, его приспособляемость и выживаемость перед лицом самого активного вторжения чужих культур и художественных образцов. Опыт Японии одновременно показателен и поучителен тем, что японцы всем строем своего жизненного уклада во многом как бы опровергают распространённое мнение о том что научно-технический прогресс необратимо отдаляет человека от самого себя и от природы, ибо они показывают возможность гибкого и умелого сочетания нового и старого, как в содержании, так и в форме, являют вдумчивое умение вписывать традиции в современность, не изменяя первым и не игнорируя последней.


Экономическое развитие Японии


Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности - важнейшая черта японского национального характера. Материальное стимулирование и формирование потребительского спроса (2/3 ВВП) стало в Японии эффективными побудительными факторами экономического развития. В Японии удовольствие доставляет открытие, бесконечная цепь открытий.

Идеология экономического развития

Япония, как постиндустриальная страна с высоким уровнем доходов и ВВП относится к наивысшему уровню развития – развитая страна с рыночной экономикой. Япония относит себя к странам с социально ориентированной рыночной экономикой, наряду с Швецией, Германией, Италией, США, Канадой. Но макромир Японии уникален.

Японская модель опирается на сильную структурную политику государства, подчиненную экспортной ориентации. Для нее характерно использование национальных традиций в менеджменте предприятий. Такая модель основана на принципах коллективизма и самопожертвования для достижения общего блага, а также рассчитана на согласие населения в отставании его уровня жизни (включая заработную плату) от роста производительности труда. За счет такого условного согласия достигается снижение себестоимости товаров и резкое повышение их конкурентоспособности на мировых рынках. Препятствий имущественному расслоению разных групп населения не ставится. Такая экономика возможна при исключительно высоком развитии самосознания, приоритете интересов нации (общества) над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

Наиболее эффективными и конкурентоспособными в конце ХХ века, из всех экономических систем, являлись американская и японская модели экономики и объясняется это следующими факторами:

1) инновационная структура капиталовложений и высокий уровень расходов на НИОКР;

2) наличие высококвалифицированной рабочей силы;
3) комплекс развитой инфраструктуры;

4) специфические системы стимулирования повышения качества продукции;

5) оптимальная система менеджмента.

Японская модель экономики, как и шведская, которые в разных аспектах использовали национальные психологические особенности человека, значимость национальной идеи и сильную социальную составляющую, под давлением изменившихся экономических условий и в процессе своего развития вынуждены были перенести акцент на усиление рыночных рычагов и повышение экономической эффективности. Изменение экономической ситуации заставляет корректировать модель, переориентируя ее с достижения социальных компромиссов, без которых невозможна экономическая стабильность, на повышение экономической эффективности и использование рыночных стимулов.

С 1999 года, в значительной степени развитие основывалось на росте индустрии high-tech.

ИМЭМО РАН (Целищев, 2012 г.) выделяет основные факторы роста восточноазиатских экономик, которые обуславливали их успех в индустриализации:

Во-первых, один из самых высоких в мире уровней сбережений создал солидную финансовую основу для внутренних инвестиций. Наряду с этим, активно привлекались инвестиции из-за рубежа.

Во-вторых, важную роль сыграла благоприятная демографическая ситуация. Высокая доля населения трудоспособного возраста, особенно младших возрастных групп, обусловливала значительный приток трудовых ресурсов, а снижение темпа прироста населения облегчало борьбу с бедностью и обеспечение занятости.

В-третьих, большинство работников в странах региона доказали на деле, что они трудолюбивы и быстро учатся новому. Ценностный фактор – в особенности отношение к труду – тоже играет важную роль как фактор роста, хотя его воздействие невозможно точно измерить. Для десятков и сотен миллионов людей в Восточной Азии напряженный труд, долгие рабочие часы, редкие и короткие отпуска являлись и являются нормой, стилем жизни. (Хотя, безусловно, обобщения здесь рискованны: отношение к труду во многом разнится в зависимости от страны, поколения, социальной или этнической группы. Не все жители Восточной Азии – упорные труженики).

В-четвертых, в странах Восточной Азии и государство, и семьи охотно инвестировали в образование. В результате в области базового (начального) образования восточноазиатские страны и территории с нарождающимися рынками достигли лучших результатов, чем развивающиеся страны в других регионах мира: доля детей, посещавших начальную и среднюю школу, в Восточной Азии была выше, а само образование – более интенсивным.

В-пятых, уровень политической стабильности в Восточной Азии был выше, чем в других развивающихся регионах. По крайней мере, здесь было меньше политических катаклизмов типа гражданских войн, переворотов, восстаний и массовых беспорядков, хотя гарантом стабильности зачастую выступали диктаторские или, по меньшей мере, авторитарные режимы.

Наконец, правительства проводили грамотную макроэкономическую политику, поддерживая сравнительно низкий уровень государственных расходов, бюджетного дефицита и инфляции. Это было должным образом оценено как внутренними, так и иностранными инвесторами. Помимо этого, государство обеспечивало стабильность банков и других финансовых институтов посредством контроля над их операциями, ограничивающих риски регламентаций и ограничений на открытие новых финансовых институтов.



Цель – стать лучше

В Японии органично сочетаются монархизм, демократизм, и коллективизм (общинность). В своей идеологии экономического развития, Япония поставила перед собой националистические цели стать лучше других, превзойти развитые в промышленном отношении страны, создать в Восточной Азии сферу со-процветания под своей эгидой.

Япония представляет собой яркий пример сочетания жесткого протекционизма с агрессивной экспортной политикой. Высокий протекционистский барьер не привел к изоляции японской промышленности от внешнего мира. Более того, со временем протекционизм стал служить Японии не только средством защиты отечественных производителей, но и инструментом агрессивного экспорта, призванного завоевать внешние рынки. В ходе изнуряющих торговых переговоров Япония лишь дозированно открывала свои рынки для иностранных товаров.

В целом можно сказать, что японский капитализм характеризуется рядом национальных особенностей, отличающих его от классического капитализма Западной Европы и США. Не случайно японцы обычно не относят свою страну к Западу, как это делаем мы. Японский капитализм менее статичен, более социализирован, несет в себе отпечаток феодальных пережитков, получивших в новых условиях новое качество. Это, так сказать, в известном смысле капитализм с большим развитием коллективных, кооперативных начал.

Но бурное развитие Японии удалось затормозить США, на рубеже 1980-90-х гг., использовавшим свою гегемонию в мировой экономике. Американцы, часто не понимая специфических особенностей японского общества и национального характера страны, порой действовали напролом и не добивались успеха. Однако, практически каждая страна Восточной Азии изначально ориентировалась на японскую модель экспортгенерируемого экономического роста, а также практику жесткого регулирования финансовых рынков.

Япония проводила и поддерживает идею свободной торговли в АТР, однако резко обострилась торговая борьба между США и Японией. Обе стороны прибегают к жестким протекционистским мерам. При этом администрация США открыто критикует экономическую политику Японии, заставляет ее идти на уступки, угрожая сокращением передачи новой технологии. В свою очередь японская печать часто в весьма острых выражениях осуждает политику США за грубость, экстремизм, непонимание японской специфики. В результате проталкивания Вашингтонской идеи развития АТР Япония смещает фокус организации от либерализации внешнеэкономических связей к выдвижению на первый план принципов гибкости, добровольности и фактически, необязательности самой либерализации...


Источники:
1. http://www.imemo.ru/ru/publ/2012/12014.pdf  И.С. Целищев Восточная Азия – новая волна роста и структурная трансформация, ИМЭМО РАН, 2012 г. 
2. http://aensland.narod.ru/Japan/stati/japans05.htm#1.A Портал «Моя Япония», Формирование особенностей японской эстетики. 
3. http://biglibrary.ru/category38/book113/part18/  В. В. Родченко «Международный менеджмент», 4.2 Особенности Японского менеджмента (2 часть)
4. Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа / - Мн.: МФЦП. - 2007. - 448 с.:

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
г. Железнодорожный, Московская область, Russia
Моя специализация: Экономика и управление народным хозяйством, финансы и кредит
Восточный коридор развития
Российская академия наук