Автор в данной интернет-книге публикует статьи различной региональной направленности как факторах развития российской экономики связанных с управлением развития в стране, пространственных условий и трансформации социально-экономического пространства России и экономического роста. Делаются попытки исследования зарубежных стран с помощью российских научно-познавательных источников. Основные подтемы блога: региональная экономика, философии управления, глобальные отношения и взаимозависимости и др. взаимодействия экономической политики регионов и результатов управленческого труда.

Мой список блогов и сайтов

суббота, 15 марта 2014 г.

Уникальность украинского момента развития

Начну с истории. Мне довелось отдыхать прошлым летом в прекрасном месте – Крымской Ливадии. Тут расположена летняя резиденция последнего российского императора Николая II и его семьи, сооруженная по проекту Н.П. Краснова в 1911 году. В 1945 году проходившая тут Ялтинская конференция глав государств антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании, определила судьбы послевоенной Европы и мира и именно тут было вынесено решение о создании ООН. Целью создания ООН - было установлено поддержание и укрепление международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами. И вот динамика событий последних месяцев невольно мне напомнили события 1945 года, как антипод тех событий. Создается впечатление, что Украина питаясь энергетикой разъединения и разрушения собственных достижений и имея целью развитие напряженности между соседними странами, невольно спровоцировала крах собственной системы ценностей в Украине, который явно показывает, что низкий потребительский уровень развитости государственности и уровня жизни способен общество провоцировать к национализму или фашизму. Все это говорит о том, что Украина ввергла себя в информационную ошибку – ослабив информационную систему и собственный менталитет. Более высокоразвитые общества не способны мыслить такими рамками: цели на порядок выше, на порядок выше и возможности.
Однако, во время своего прошлогоднего отдыха я увидела Украину, как государство, экономически сформированное и преуспевающее, думающее о собственном будущем, но перенасыщенное политическим хаосом и слабым уровнем собственной культуры развития. Проблемы развития в наибольшей степени были сосредоточены в области государственного управления, социальной области и в сфере инфраструктурного обеспечения развития экономики. Риски в подобных сферах подвергают государство огромным системным рискам из-за неустойчивого состояния развития экономической и политической системы.


События последних лет, развернувшиеся в Украине заставили меня взглянуть вглубь проблем развития данного государства: на его политику и исследования экономического характера, прогнозы и методологию прогнозирования в государстве Украина. И конечно же я начала с сопоставления уровня развитости государства и исследований среды прогнозирования.
Не секрет, что Россия  после 1992 года, стала наиболее развитой и самостоятельной из постсоветских стран, при этом благодаря тому поясу безопасности, который обеспечивали страны СНГ, в том числе и Украина. Украина, благодаря своему геополитическому расположению частично обеспечивает транзит, координацию поставок на мировой рынок, кооперацию на уровне ОПК и прочие взаимодействия. Естественно, что в Украине под воздействием процессов развития сформировалась новая национальная элита. Благодаря воздействию геополитических соперников – недружелюбно настроенная, но тщательно проанализировавшая собственное развитие и причины отставания от других стран.
Украинцы всегда славились своим гостеприимством... То НАТО, то Евросоюз... А какая разница по сути, кого встречать, лишь бы всем было хорошо. Позиция такова. Вообще непонятная ситуация, как может... можно сказать родина России... стать перебежчиком в Евросоюз? Но во всей этой истории мне хочется называть вещи своими именами. Украина как была колонией Советского союза, так ее по - прежнему и тянет в колониальную зависимость. Вот ведь привычка, с которой трудно по украинским меркам справиться - ленность или отсутствие желания самим принимать решения или отсутствие перспектив и мотиваций? Если посмотреть в динамике истории - из одного союза - в другой? Ох как некрасиво. Вот уж воистину создается впечатление, что Европа бьет по России. Не слишком ли уж экономическая политика Киева политизирована на этот счет? Но вот если отбросить эти все политические динамические неувязки, то опыт хороший получен Украиной в плане экономического обоснования современных союзных мероприятий и на мой взгляд, это сработает в плане информационного обеспечения развития.
Конечно, то что предлагает Евросоюз в области модернизации экономического развития Украины - решать профильным специалистам профессионалам, но суть их предложений такова - увеличить ВВП Украины. Любыми путями: модернизацией, загрузкой объемами работ, и пр. и пр. экономическими зависимостями. И еще - о роли прогнозов в сложившейся ситуации. Неужели прогнозные разработки таковы, что вынуждают вести колониальную идеологию в обществе? Любое общество просчитывает свои выгоды и убытки, только эмоциональная волна и порождает первичное качество – эмоцию. Далее в ход уже идет простой расчет на перспективу в том числе…Также и с Россией, прежде всего, для ответа на многие интеграционные вызовы надо просчитать и проанализировать свои издержки. А издержки объединения прагматичны – все перспективные расчеты россиян теряют степень своей актуальности в связи с настроениями объединения на Украине и его возможного положительного исхода в России. И Россию ожидает волна неопределенности в этой связи, Российская действительность государственности тоже будет подвержена рискам. Потребуются дополнительные изыскания в области государственных возможностей России: миграционной и социальной политики, помощи в экономическом развитии и стабилизации управления и экономического развития Украины, других сопредельных областях. Это повлечет увеличение налогообложения российской экономики, что создаст определенный риск и возможности экономического развития России.  Хочется выразить надежду, что риски не превысят допустимых рисков развития в этой связи...
Таким образом, по анализу устойчивости прошлых лет - пояс безопасности - СНГ, плавненько слабеет под воздействием "злейших европейских врагов"…
Новая западная элита, окунувшись в сформировавшиеся традиции европейского содружества, внезапно размываемыми беженцами из Африки геополитически подверглась рискам собственной развитости. Довольно проблематичный союз. Со своими проблемами миграции. Смена элит к хорошему вряд ли приведет, как и увеличение витка налогообложения для поддержания проблем Евросоюза. Общество к сожалению, слабо вникающее в собственное развитие и ищущее только кратковременного улучшения своих проблем, конечно не заслуживает одобрения, хотя по сути для того, чтобы познать нечто большее надо прежде всего обеспечить свои физиологические и первичные материально-социальные потребности.
Проблемы интеграционного и глобализационного характера со стороны вызова развитых стран и стран третьего мира поставили прежде всего в недоумение интеграционный характер действий Украины. Ибо еще со времен Аристотеля известно, что «в идеале государство должно заключать в себе такое количество населения, какое было бы прежде всего самодовлеющим для устройства благой жизни на началах политического общения».  Незначительные отклонения от привычного тренда - могут спровоцировать экономическую катастрофу в государствах. Одновременно и как следствие, обнаружилась беспомощность властей Украины.

Как результат неудовлетворительной долговой политики Украины - сдерживается текущее развитие России. Теперь новые современные интеграционные настроения в пользу России добавляют рисков развитию и экономической деятельности России. 

Встает вопрос, кому интересна слабая Россия или Украина?

Сотрудничество и развитие в таких условиях - это только часть проблемы, конечно, тут требуется к анализу - системный фактор. Обычно с помощью подобных рисков пробиваются какие-то другие проблемы развития. Могу предположить - отвлекающие проблемы со стороны Азиатских проблем общежития... Геополитический захват восточной части России... Может быть? Может... Дальний восток ослаблен как природными явлениями, так и экологическими проблемами со стороны Китая и перенаселенности территорий Юго-восточной Азии. Не зря Януковича туда пригласили во время разгара текущего украинского политического кризиса - доказать, что есть не только проблемы Европейско-Африканского территориального анклава, но и Восток... Как один из вариантов. У Китая есть множество положительных ориентиров для развития. Но это частности. Я же стараюсь перейти на методологическую основу, а это - прежде всего методология деятельности человека или функционирования экономических систем.
В таких условиях, становится наиболее актуальным процесс самостоятельного обеспечения государством собственного развития. И достигнутые прошлые экономические успехи на этом поприще говорят сами за себя. В течение последних 20 лет, на фоне активной динамики внутриполитических процессов на постсоветском пространстве происходили небольшие подвижки в экономике, реализации крупных экономических и социально-политических проектов, изменения в геополитическом статусе, демографической ситуации, качестве человеческого капитала, построении эффективных и сильных государственных организмов. После окончания первого периода нестабильности, связанного с обретением независимости шла борьба за обеспечение преемственности власти для стабильных политических групп. Желание удержаться у власти, а порой и захватить ее было и остается для постсоветских элит доминирующим мотивом, сдерживающим социально-экономическое и политическое развитие стран СНГ.
Однако, излишняя заполитизированность Украинского социума на фоне относительно низкого уровня жизни и признанной в этой связи дипломатической безграмотности государства, отсутствием гарантий безопасности жизнедеятельности общества и функционирования экономики, произвела отход от принципов развития человека. Дальнейшее развитие данных рисков будет усугублять и далее ситуацию, так как подвергается рискам – сущность развития - профессиональный опыт и накопленные знания эффективных менеджеров и эффективности самой государственной сущности. По прогнозным разработкам - размывчатость промышленной структуры, слабость исследований и перспектив развития оборонно-промышленного комплекса привели к потере гарантий со стороны государства, что подвергает общество огромным рискам развития в будущем: дефициту стабильности, коррумпированности элиты, ухудшению системы образования. Неясность курса правительства и перспектив экономического развития, в том числе и в обществе, приводит к тотальному разочарованию населения во власти и правящих политических групп.

Какие требуется сейчас предпринять меры?

Дальнейшая война на Украине будет провоцировать рост производства, как в самой Украине, так и задействованных странах, как развитие оборонного комплекса – части промышленной структуры экономики. В условиях реализации военных действий идет увеличение налогообложения и отвлечения населения из производительного сектора. Поэтому конкуренция за территорию и природные ресурсы должна идти посредством сотрудничества и налаживания мирного контингента, посредством развития образовательной деятельности и созданием условий для внедрения инновационных производств. Для стабилизации ситуации в Украине - должен произойти переход на традиционные ценности – труд, развитие, накопление, национальное богатство. 
Переходом на более позитивный сценарий, как минимальный вариант, явились бы разумные заимствования (в пределах финансового левериджа государства, четко продуманная долговая политика) признание государственности, причем образованной как этап развития безопасности государства, так как федеративные настроения преобладают, то можно пустить в ход и данный сценарий развития с учетом дальнейшего роста индивидуализма и поддержания бизнес – среды. Переход к осознанию собственных перспектив развития, пока не будут удовлетворены физиологические потребности человека актуален, до тех пор, пока общество не справится со своими профашистскими настроениями и не осознает, и не обозначит собственные цели развития.
Это самый сложный вопрос, но на мой взгляд, Украина не нуждается в международной военной, экономической и политической помощи. Во-первых, в период огромного долгового дисбаланса (если есть) требуется тщательно анализировать промышленную и финансовую политику, как неотъемлемые части экономической политики. Во – вторых, прогнозистами Украины постоянно прорабатываются различные стабилизирующие политики, как в области исследований украинского социума, пространства как геополитического аспекта развития, так и в области  исследований управленческих проблем государственного регулирования  и экономического развития: промышленной политики, экономики основных отраслей и инфраструктуры производства, агропромышленной политики, исследования в области экономики финансов, экономики знаний, на основе ретроспективных исследований производится прогноз ВВП, анализ динамики циклического развития, прогноз инновационно-технологического развития, ТЭК и рынков. Производится тщательная факторная обусловленность и исследования в области объяснения закономерностей тенденциозности предполагаемого развития. Судя по структуре института экономики и прогнозирования НАН Украины, у них данный товар уже в переизбытке, если они могут себе позволить отличие от окружающих... Тут даже данный факт уже можно назвать стилем прогнозных разработок.... Возможно, Европе не хватает данного товара, раз они проявили потенциальный спрос на данное государство?
На мой взгляд, произошел разрыв в цепочке системы управления – контроля качества мониторинга процесса прогнозирования. Ослабленная политическими боями и сменами элит власть не смогла создать иммагинативное мышление в области развития человека, соответствующее текущему состоянию дел в экономике. Таким образом, управленческая элита зная, что необходимо предпринять освободила себя от обратной связи с обществом, лишившись самого важного – мнения общества на предлагаемые узкопрофильными специалистами перспективы, выдвинув собственное развитие - революционным путем и неоднозначными шатаниями на глобализационно - интеграционном векторе развития. Происходящий постепенный переход к административно-командному управлению проходил под действием экономически слабого руководства, что не обеспечивало экономическую безопасность государства в должной мере.   Общество вышло высказать свое мнение, власть не смогла управлять массами. В итоге общество лишило само же себя безопасности и ввергло себя в еще больший коллапс.
В такое время, когда общество терпит социальный стресс – встает особая актуальность выживаемости. При этом упор требуется на минимизацию факторов социального стресса – а это – падение доходов, дефицит личной безопасности, преступность, страх перед будущим, конфликты на работе и семье, ухудшение показателей общественного здоровья населения. Общество в такие моменты отличается минимальным уровнем предпринимательской активности. В процессе собственного развития, достигнув определенного социального статуса и проанализировав ошибки и неудачи собственного развития, уже становится способным строить и модернизировать вертикаль, создает прецедент, который либо приживется как внутренне, так и происходит его дальнейшее одобрение со стороны внутренних и внешних факторов развития более высокого уровня…
У меня события в Киеве вызывают бурю эмоций, причем противоречивых... Поначалу это было полное недоумение бездействиями Президента Украины на мародёрства и бесчинства.  Затем, стало непонятно, что же все-таки произошло, выступление Путина В.В. поставило многие точки. И самая важная из них, то что действительно, многих устраивает новая власть. Новостью явилось и то, что инвестиции обещаются под огромные проценты. т.е. заработать на такой ситуации для инвесторов - это практически норма... Заявления руководства Крыма - это вообще нонсенс. Многое говорит о том, что украинцы устали от своего выживания, желают лучшей жизни и стремятся в этой связи в финансовую кабалу к более развитым странам - любыми средствами. Вывод в этой связи один, требуется глобальное исследование ситуации, причем не только общественно-политической среды, но и научных разработок в прогнозной и сопредельных областях. Именно тут кроется суть. Украина, по крайней мере выступления украинских политиков в том числе, говорят о том, что страна потеряла или вообще не в курсе что такое государство, для чего оно необходимо, и какую оно должно вести политику на перспективу. Ощущение, что государство живет статическими проблемами, а не будущим. Такая стратегия развития ошибочна. Национализм - это следствие излишнего самомнения об украинской сути и проявление авторитаризма на фоне низкого уровня жизни и слабого культурного уровня сознания граждан.

Использованная литература:
1. Российское экономическое чудо: сделаем сами. Прогноз развития экономики России до 2020 года. - М.: Деловая литература, 2007 - 352 с.
2. Якуш С.А. Об экономическом развитии ранних государств. http://regiondevelopment.blogspot.ru/2010/05/blog-post.html

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
г. Железнодорожный, Московская область, Russia
Моя специализация: Экономика и управление народным хозяйством, финансы и кредит
Восточный коридор развития
Российская академия наук