Автор в данной интернет-книге публикует статьи различной региональной направленности как факторах развития российской экономики связанных с управлением развития в стране, пространственных условий и трансформации социально-экономического пространства России и экономического роста. Делаются попытки исследования зарубежных стран с помощью российских научно-познавательных источников. Основные подтемы блога: региональная экономика, философии управления, глобальные отношения и взаимозависимости и др. взаимодействия экономической политики регионов и результатов управленческого труда.

Мой список блогов и сайтов

пятница, 25 февраля 2011 г.

Политико-психологические и идейно-культурные истоки внешнеполитического поведения США и России:



Обычно американцы поглощены внутренними делами – социально-бытовыми, преступностью, развлечениями, затем – экономикой, наличием рабочих мест, выборами, политическими интригами и скандалами. Международная жизнь – последнее, что их интересует. Но и международная жизнь – это часть внутренней проблемы. США уделяют больше внимания тем странам, с которыми отношения хуже. Для этих целей создаются различные научные и политические организации, вкладываются большие инвестиции в процессы взаимодействий и исследований.
США- страна, которая используя исторический шанс, стремится на максимально продолжительный срок закрепить свое первенство в международных отношениях. Это-ключ к пониманию американской политики. Опасность в том, что США чувствуют себя свободными прибегать к использованию любых инструментов, включая наиболее рискованные. Остановить продвижение США по этому пути  вряд ли может внешняя сила, если иметь в виду страны и их коалиции. Другое дело, что международная среда, природа которой сильно меняется под влиянием транснационализации, способна еще не раз резко осложнить воплощение в жизнь американской стратегии глобального лидерства.
Особенности мотивов, которыми руководствуется американская элита во взаимодействии с внешним миром, американское мировидение:


Уверенность в превосходстве на основе которой построен американский патриотизм. Унизить собственную страну – значит выйти за рамки морали, при этом американцы даже к порокам собственной страны - относятся с уважением.
Американский патриотизм строится на убеждениях не только быть примером миру, но и помогать миру прийти в соответствие с американскими представлениями демократии и свободы. Личная свобода американца тесно связана с идеей свободы нации. Главенствует идея освобождения личности от государства. Причем, политика строится на том основании, что в США – демократия, а в странах Евросоюза – парламентские и президентские республики.
Идея свободы Америки подразумевает ее право свободно действовать. Нести свет демократии всему миру на основе представлений об оправданности американского превосходства.
Упоенность идеей демократизации мира по американскому типу. Демократизация мира доведена  до сакральности, богоугодного религиозного обращения. Мышлению политических элит присущ элемент цинизма. Однако в вере полезности демократии для других стран мира много искренности. Демократизация выдается за идеологию транснациональной солидарности.
Американоцентризм. Стал особенно процветать с распадом Советсткого Союза. То, что другим странам кажется американской экспансией – американцы считают, что наводят порядок в американском доме. Сферой американских интересов, считается весь мир. Принцип открытых дверей в сфере безопасности распространяется на весь мир, за исключением неподходящих территорий.
Интересы США разграничиваются по регионам:
1. Западное полушарие (интересы безопасности США).
2. Нефтяные регионы – Ближний и средний восток и Каспий, Центральная Азия – (Экономическая безопасность.)
3. Европа, границы с Россией, Япония и Корея – (старые и новые сферы фактической стратегической ответственности США)

Российское мировидение:
Комплекс несоответствия стандартам демократии, граничащий с ксенофобией.
Природная тяга к сильной, но доброй власти и порядку.
Личная свобода соотносится с подчинением, причем идет больший акцент на подчинение.
России пока не удалось сформировать идею мироцентрия, т.к. на протяжении истории безотрывно отдавались силам маргинальности, а не утверждению мироцентрия.
Преимущества России: мировой экспортер энергоресурсов, который при этом обладает ядерным потенциалом, страна обладающая сдвоенным потенциалом энергосырьевого оружия и атомного. В мире нет больше ни одной ядерно-нефтяной державы. Потенциально таковой могут стать только США.
Однако развитие государства, его экономической среды и как следствие идеологических принципов развития человека - это постепенный процесс. Россия своими устремлениями стремится к созданию демократического общества, пересмотру стандартов демократии на современном историческом периоде, которое способно обеспечить совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечит существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
Кризис американских политологических школ изучения России свидетельствует о том, что о российской угрозе в США не думают.

Не надо забывать, что Обама – демократ. Основная идеология этой партии в отношении силы – применять ее, как последнее резервное средство.
В таких условиях Россия должна быть партнером США, она должна быть как можно сильнее. Слабая Россия для союза с США – бессмысленна и тяжела.
Отказ России от стремлений построить жизнеспособную демократию – аргумент в пользу давления на нее. Нужен второй этап реформы экономики, преодоление нефтегазового характера, модернизация и реформа вооруженных сил, укрепление государства на основе рационализации при одновременном укреплении демократических устоев. Всего два случая равного партнерства США и России – это союз США и России в пору вооруженного нейтралитета Екатерины II и сотрудничество в годы борьбы с нацизмом. Так тесно Американцы ни с кем не сотрудничали.
Варианты особых отношений России и США в современное время:
1.      1. Россия поддерживает США в принципиальных вопросах – борьбе с терроризмом, нераспространении ОМУ и соответствующих технологий, вопросе предупреждения ядерного конфликта между Пакистаном и Индией. Москва не разделяет подходов США к региональным конфликтам – на Ближнем Востоке и в Северо-Восточной Азии. Россия не связана с США договором союзного характера и формально строит свою оборонную стратегию на базе теорий, не исключающих конфликта с США.
2.        2.  Между Россией и США станет нарастать отчуждение, вызванное односторонними действиями США в Центральной Азии или Закавказье, которые Москва сочтет враждебными. Повысится вероятность сближения с Китаем. Двусмысленность американского присутствия у западных границ Китая и неясностью вокруг Тайваня тревожит Пекин. В этом случае союз Китая с Россией может быть привлекательным для США, в случае отсутствия сговора противодействия США между Китаем и Россией.
3.             3. Россия дружественная страна, снабжающая США нефтью. С другой – достаточно сильная держава, способная оказать поддержку американской политике в глубине материковых районов Евразии, на усиление своего влияния в которых  настраиваются США. Однако нет уверенности, что этот вариант импонирует российскому руководству – ввиду ведомого характера британской политики, подрывающего ее авторитет даже в глазах европейских соседей.
Компромиссным вариантом оказалось бы сочетание элементов первого и третьего сценариев. Россия – страна, подобно Британии развивающая отношения с США независимо от отношений с Евросоюзом, но одновременно – страна, менее покладистая, чем Британия и более упорная в отстаивании своих позиций, подобно Франции. [1] Политика уклонения  от «объятий» Евросоюза и НАТО.
Смысл происходящих в России дебатов вокруг вопроса о перспективах российско-американского сближения состоит в выработке оптимальной позиции в отношении не столько самих США, сколько той непосильной, если верить истории, задачи, которую они гордо и, возможно, неосмотрительно на себя возложили.
Глобальную мощь Соединенных штатов невозможно рассматривать и вне контекста эгоизма их внешней политики. Но в то же время мир выигрывает от готовности США «тащить» на себе груз мировых проблем – нераспространение ядерного оружия, борьбу с наркобизнесом, ограничение транснациональной преступности, упорядочение мировой экономики, решение проблем голода и пандемий, ограничение потенциала авторитаризма национальных правительств, наконец. Лучше или хуже станет, если вместо «либеральной деспотии» Вашингтона в нем установится иной, не просчитываемый пока вариант борьбы за новую гегемонию? Не похоже, чтобы в случае «падения величия» США настала мировая гармония.


[1] Мировая политика Теория, методолгия, прикладной анализ./ Отв. Ред. А.А.Кокошин, А.Д.Богатуров. – М.:КомКнига, 2005 г. – 432 с.

Комментариев нет:

Обо мне

Моя фотография
г. Железнодорожный, Московская область, Russia
Моя специализация: Экономика и управление народным хозяйством, финансы и кредит
Восточный коридор развития
Российская академия наук